В мире бисера
Программа занятий
ПРИНЯТО: На заседании Педагогического совета МБДОУ №53 «___»_______20__г Протокол № ___ |
СОГЛАСОВАНО: Родительский комитет МБДОУ №53 «___»_______20__г Протокол № ___ |
УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МБДОУ №53 __________В.С. Субоч «___»________20___г. |
Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №53 «Радуга»
Программа дополнительного образования
с детьми дошкольного возраста 6-7 лет
«В мире бисера»
2019- 2020 учебный год
Автор – составитель:
Воспитатель МБДОУ№53
Шахмаева М.Ю.
г. Канск
Содержание.
Оглавление
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей 6 -7 лет. 6
1.5. Цели и задачи программы.. 7
1.6. Принципы и подходы к формированию программы.. 8
1.7. Планируемые результаты.. 10
1.8. Целевые ориентиры образования в дошкольном возрасте. 11
1.9. Срок реализации программы.. 11
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ... 12
2.1. Способы и направления поддержки детской инициативы.. 12
2.2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников. 12
3.1. Материально – технические (пространственные) условия организации физической культуры.. 14
3.4. Методическое обеспечение. 14
Список используемой литературы.. 15
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
-
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для детей 6-7 лет МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53 «Радуга» города Канска Красноярского края на основе следующих документов Федеральный закон 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и приложение к нему;
- Конституция РФ, ст. 43, 72;
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);
- Положение об организации деятельности по оказанию дополнительных платных услуг, разработанное и принятое в соответствии со статьей 50 ГК РФ. ст. 28.101 Федерального закона №273 ФЗ «Образование в РФ», приказом Министерства образования России от 3107.2001 №2846 «Об использовании постановления правительства РФ» от 05.07.2001.№505, утверждающего «Правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования». На основании рекомендаций, содержащихся в письмах Министерства образования России №52-М от 21.07.1995г. «Об организации платных дополнительных услуг» №04-М от 02.02.1999. «О правилахобразовательных учреждений об использовании бюджетных и не бюджетных средств» и являются документом, рекомендующим правила организации платных дополнительных образовательных услуг в ДОУ,
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
Устав Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 53 «Радуга».
В условиях преобразований в образовании, происходящих в последние годы, в России возникает необходимость поиска новых форм и методов, как средств развития познавательной мотивации, способностей ребёнка приобщения его в процессе совместной деятельности к общечеловеческим ценностям, воздействию базиса личной культуры.
Программа «Бисероплетение» - это программа художественной направленности дополнительного образования детей.
-
- Актуальность
Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает постоянно. Для воспитателей дошкольных образовательных учреждений стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.
Одним из направлений работы детского сада является художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста.
Велико участие продуктивной деятельности в творческом и интеллектуальном становлении ребёнка – в развитии инициативы, любознательности, находчивости, которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля, творца и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы.
У каждого человека есть потребности в творческой деятельности и творческие способности. В детстве человек ищет возможности реализовать свой потенциал.
Бисероплетение – полезное занятие для детей. Бисер – материал древний и вечно юный. В отличии от живописи, вышивки, тканевых изделий он не теряет чистоту и звучность цвета с течением времени. Он доносит отголоски бытия наших далёких предков, их вкусы и художественные пристрастия.
В процессе занятий бисероплетением развивается внимание, фантазия, воображение, образное и пространственное мышление, чувство прекрасного и хороший вкус. Воспитывается усидчивость и умение доводить дело до конца.
-
- Новизна
В настоящее время становится насущной проблемой сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций.
Бисер – один из самых удивительных материалов для рукоделия. Низание бисером – работа тонкая, кропотлива, требующая особого терпения. Осваивая технику нанизывания бисера, дети познают ещё одну грань красоты мира искусств.
Программа бисероплетения носит прикладной практико – ориентированный характер и направлена на овладение детьми основными приёмами бисероплетения. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для духовного и интеллектуального развития личности ребёнка, социально- культурного самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации детей.
-
- Возрастные и индивидуальные особенности детей 6 -7 лет
В этом возрасте у детей появляется стремление выделиться, обратить на себя внимание. Девочки стараются красиво выглядеть, любят носить украшения, что вызывает у детей желание изготовить их своими руками. У ребёнка появляется чувство гордости и самовыражения; формируется волевое поведение и целеустремлённость т.к. занятия в кружке дают детям возможность, доводить дело до конца, добиваясь поставленной цели.
На занятиях по бисероплетению продуктивно решается проблема дифференцированного подхода к каждому ребёнку.
В этом возрасте ребёнок развивает свои способности к самореализации, индивидуальности, склонен к фантазиям и воображениям, что позволяет развивать в деталях творческие возможности.
-
- Цели и задачи программы
Цель:
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через бисероплетение.
Задачи:
Обучающие:
- учить передавать образ предметов, явлений окружающего мира посредством бисероплетения;
- учить основным приёмам бисероплетения (низание, параллельное плетение);
- учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного восприятия их формы, установления пропорции, цвета.
Развивающие:
- развивать речь и познавательные способности дошкольников;
- развивать мелкую моторику, координацию рук, глазомер, внимание;
- развивать фантазию, воображение, чувство прекрасного, хороший вкус и интерес.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность;
- воспитывать усидчивость, умение доводить дело до конца.
-
- Принципы и подходы к формированию программы
Рабочая программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартами:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного возраста
В соответствии с ФГОС Программа опирается на научные принципы ее построения, что учитывается при организации образовательного процесса:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает:
- признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
- признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
- уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
- Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип учитывая индивидуальные особенности развития ребенка.
- Принцип последовательности и систематичности. Подбор и сочетание нового материала с повторением и закреплением усвоенного, распределение физической нагрузки на детский организм на протяжении всего занятия. При подборе тех или иных заданий следует не только учитывать достигнутый детьми уровень практических умений, но и усложнение достигнутого, чтобы постоянно совершенствовать свои навыки. Новые приёмы бисероплетения следует предлагать после достаточно прочного усвоенного старого.
- Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- При организации бисероплетения для детей следует учитывать их возрастные особенности. Развитие этой деятельности детей обязательно требует индивидуального похода. Педагог должен ориентироваться на индивидуальные особенности каждого ребёнка. В процессе выполнения заданий необходимо наблюдать за степенью усталости детей, чередуя её с отдыхом в виде физминуток, пальчиковой гимнастикой или просто беседой.
- Принцип- развивающий эффект. Этот принцип требует соблюдения повторяемости и постепенности педагогических воздействий (многократное выполнение нагрузки как в рамках одного занятия, так и системы занятий).
1.7. Планируемые результаты
Ребёнок интересуется бисероплетением, как художественным творчеством, освоил простые техники и приёмы; умеет составлять композиции, правильно подбирая предметы и цвет. Он стремится проявлять настойчивость в достижении своих действий.
Знает:
- основные положения цветоведения и композиции;
- основные материалы и инструменты, применяемые в искусстве бисероплетения;
- технологические этапы изготовления изделий из бисера.
Умеет:
- применять в изготовлении поделок и украшений из бисера простые и более сложные приёмы бисероплетения (низание, параллельное низание);
- изготовление украшений и композиций из цветов.
Воспитан:
- ответственное отношение к качественному выполнению изделий;
- доведение работы до конца;
- культура взаимоотношений с детьми и взрослыми;
- желание выполнять творческие задания;
- оказывать уважение к труду взрослых.
1.8. Целевые ориентиры образования в дошкольном возрасте
Целевые ориентиры, обозначены ФГОС ДО, представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования:
- ребёнок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность. Он терпелив, спокоен и доводит дело до конца;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в деятельности. Может соблюдать правила личной гигиены, правила безопасного поведения в работе с проволокой и бисером.
1.9. Срок реализации программы
Курс программы кружка бисероплетения «В мире бисера» рассчитан на 1 год при проведении занятий 1 раз в неделю (общий объём – 32 занятия в год). Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста -6-7 лет.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Способы и направления поддержки детской инициативы
Приоритетная сфера инициативы детей, обучение:
- Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта.
- Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т.п.
- Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении бисероплетению.
- Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников:
- Обращаться к детям с просьбой, показать педагогу и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого.
- Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами.
- Создавать условия для разнообразной самостоятельной деятельности детей.
- При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры.
- Учитывать и реализовать их пожелания и предложения.
2.2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Важнейшим условием развития детей является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.
Цель взаимодействия с семьёй: создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребёнка.
Взаимодействие с семьёй построено на основе гуманно-личностного подхода, согласно которому признаётся право родителей на уважение, понимание.
Задачи взаимодействия детского сада с семьёй:
- Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам художественно-эстетического развития детей, условий организации разнообразной деятельности в семье;
- Информирование друг друга об актуальных задачах обучения детей на разных возрастных этапах их развития и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
- Создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за полученные результаты.
3. ОРГАНИЗЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально – технические (пространственные) условия организации физической культуры
Программа дополнительного образования с детьми дошкольного возраста «В мире бисера» реализуется в специальных условиях: кабинет с соответствующим нормам Сан Пин освещением; оборудованные рабочие места стол, стул; материалы для творчества: бисер разной величины и разного цвета, бусы, проволока, шерстяные нитки, клей ПВА, фланелевая салфетка, застёжки для браслетов.
3.2. Структура занятия
Инструктаж, вводная беседа (3 мин.) |
Основная часть (25 мин.) |
Уборка рабочего места (2 мин.) |
Беседа соответствует теме занятия. Инструктаж относительно безопасного использования материалов для творчества, соблюдения правил выполнения работы, правильной осанки. |
Содержит ознакомление с техникой плетения и практической деятельностью. |
Предусматривает соблюдение правил безопасного поведения во время занятий. |
3.3. Учебный план
Учебный план делится на темы. На освоение каждой темы даётся от 1
до 5 занятий. На учебный год составляется перспективное планирование (приложение 1).
3.4. Методическое обеспечение
- Данкевич Е.В. «Бижутерия из бисера» 2012г.
- Салегина С.С. «Бисерная флористика» 2014г.
- Татьянина Т.Л. «Бисер. Маленькие игрушки» 2012г.
Список используемой литературы
1. Закон 273 – ФЗ « Об образовании РФ» (Принят 29 декабря 2012г.)
2. «СанПиН 2.4.1. 3049 – 13» (утв.Главным государственным врачом РФ 15 мая 2013г.№26).
3. Основная образовательная программа муниципального бюджетного учреждения «Детский сад комбинированного вида №53 «Радуга».
4. Данкевич Е.В. «Бижутерия из бисера» 2012г.
5. Салегина С.С. «Бисерная флористика» 2014г.
6. Татьянина Т.Л. «Бисер. Маленькие игрушки» 2012г.
Приложение 1
Перспективный план занятий
тема |
цель |
кол-во з. |
сроки |
Знакомство с бисером |
Знакомство с техникой бисероплетения |
1 |
октябрь |
Ромашка плетение лепестков |
Знакомство с простейшей техникой – низание. |
2 |
октябрь |
Новогодняя ёлочка |
Продолжение обучению технике низания |
3 |
октябрь, ноябрь |
Зимний дворик |
Закрепление знаний о зимних явлениях природы; знакомство с параллельным плетением |
5 |
ноябрь, декабрь |
Плетение браслетов |
Знакомство с женскими украшениями жителей севера Красноярского края; отработка техник бисероплетения. |
2 |
декабрь, январь |
Подарок для папы |
Продолжение отработки техник бисероплетения |
2 |
январь |
Подарок для мамы |
Продолжение отработки техник бисероплетения |
2 |
февраль |
Весенние цветы |
Закрепление изученных техник бисероплетения |
2 |
февраль |
Организация выставки « Мамы моей любимые руки я украшу поделкой своей» |
Воспитание уважения и любви к матери |
1 |
март |
Весенний букет |
Обучение составлению композиций из готовых изделий |
1 |
март |
Божья коровка |
Расширение знаний о насекомых; развитие мелкой моторики |
2 |
март |
Стрекоза |
Закрепление техник плетения |
2 |
апрель |
Майский жук |
Закрепление техник плетения |
2 |
апрель |
Весна в лесу |
Расширение знаний о весенних явлениях природы |
3 |
апрель, май |
Композиция «Лесная поляна» |
Продолжение обучению умения составлять композицию |
1 |
май |
Композиция «Лесная поляна» |
Закрепление умения составлять композицию |
1 |
май |
Организация выставки для родителей «Моё рукоделие» |
Отчёт о проделанной работе за год |
май |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»