Изо-деятельность с детьми дошкольного возраста
Программа занятий
ПРИНЯТО: На заседании Педагогического совета МБДОУ №53 «___»_______20__г Протокол № ___ |
СОГЛАСОВАНО: Родительский комитет МБДОУ №53 «___»_______20__г Протокол № ___ |
УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МБДОУ №53 __________В.С. Субоч «___»________20___г. |
Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №53 «Радуга»
Программа доп. образования
«Изо-деятельность с детьми дошкольного возраста»
2019-2020 учебный год
Автор – составитель:
Воспитатель Лобанова Г.И.
г.Канск
Содержание
1. Целевой раздел. Пояснительная записка……………………………………3
1.1.Актуальность, направленность программы, учебный план……………….3
1.2.Цель и задачи программы ..............................................................................5
1.3.Планируемые результаты работы...................................................................6
- Содержательный раздел…………………………………………………7
2.1. Учебный план………………..……………………………………………….7
2.2. Оценочные материалы……………………………………………………….7
2.3. Планирование деятельности по блокам…………………………………….8
2.4. Взаимодействие с семьями детей …………………………………………...9
2.5. Программное обеспечение……………………………………………...........9
3. Организационный раздел…………………………………………………..10
3.1.Режим занятий………………….....................................................................10
3.2. Расписание занятий…………………………………………………………10
3.3. Методическое обеспечение………………………………………………...10
4. Приложения…………………………………………………………………..11
1. Целевой раздел
Пояснительная записка
1.1 Актуальность, направленность программы
Одно из важных условий развития ребенка – это появление и совершенствование его деятельности. Процесс развития деятельности означает постепенное становление всех его структурных компонентов: мотивов, целеполагание, комплекса, действий. Изобразительная деятельность зарождается в раннем и продолжается развиваться в дошкольном возрасте. Поэтому мы вовремя должны создать условия для ее проявления и становления. Тогда изобразительная деятельность станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка.
Рисование является одним из интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, воображение.
В детском саду ребенка знакомят с разнообразными видами изобразительной деятельности, жанрами живописи, декоративным искусством, скульптурой. Создаются условия для занятия изобразительной деятельностью. На фоне всего этого у детей развиваются эстетическое восприятие, дети овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями. Сегодня всеми осознается необходимость создания условий для развития художественных способностей ребенка, раскрытия его творческого потенциала. Можно дать ребенку хорошую школу рисования, и он будет рисовать «правильно, по канонам», но намного важнее, как нам представляется, чтобы он научился видеть то, чего не видят другие.
Практика показала: с помощью традиционных способов рисования, нельзя в полной мере решить эту проблему – проблему развития творческой личности. Для этого необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его интересы и способности, то есть нужно искать новые способы работы с детьми. Решение этой проблемы видится в новом подходе к преподаванию изобразительной деятельности. В частности – это использование нетрадиционных способов рисования.
Нетрадиционные способы рисования позволяют детям быть раскрепощенными, здесь нет правильных или неправильных способов воплощения. Здесь есть процесс. В этом и состоит основная идея художественного творчества.
Касаясь конкретно старшего дошкольного возраста, можно сказать, что в данном возрасте ребенок уже активно пользуется различными материалами, и оригинальными способами, что позволяет детям ощущать незабываемые положительные эмоции. А эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества.
Обучения детей нетрадиционными способами рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально – положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.
Осваивая новые виды работы с детьми дошкольного возраста, мы стремимся, как можно полнее ознакомить их с прекрасным и удивительным миром искусства, приобщить к художественной деятельности.
Программа составлена на основе:
- Федеральный закон 29.12.2012 №273-ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образовании и науки Российской федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и приложения к нему;
- Конституция РФ ст.43,72;
- Конвенция о правах ребёнка;
- Постановление Главного государственного санитарного врача российской Федерации от 15 мая 2013г. №26г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013г.№28564);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г.№1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования» (Зарегестрировано в Минюсте России 26.09.2013 №30038);
-Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №53 «Радуга»;
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ №53, основанная на программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой;
- Авторская программа «Цветные ладошки» И.А. Лыкова;
- Авторская программа «Шаги в искусство» С.В. Погодина.
1.2 Цель программы
Целью данной программы является: Развитие творческих способностей каждого ребенка средствами нетрадиционных техник, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа.
Согласно цели были поставлены следующие задачи:
1.Развивать целенаправленную деятельность и созидательную активность детей:
- формировать у них положительное отношение к сотрудничеству со взрослым, а также к собственной деятельности и ее результату;
-способствовать возникновению ощущения, что продукт их деятельности интересен другим (родителям, родным и близким, окружающим) и необходим им самим (для игры, в качестве подарка и т.д.);
- формировать позицию созидателя, способствовать воспитанию у них чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда.
2. Способствовать наполнению художественного опыта детей и обогащению их впечатлений в процессе рисования нетрадиционными способами.
- знакомить детей с разным нетрадиционным материалом и применять его в своей работе;
- обращать внимание дошкольников на средства выразительности, с помощью которых можно передать состояние природы, характер и настроение своих героев;
- формировать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок и применять их в своей работе с помощью нетрадиционных способов рисования.
3. Развивать воображение и творческие возможности детей.
- формировать способность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции), воображение и творчество;
- обогащать и расширять художественный опыт старших дошкольников, поддерживать и направлять эмоционально – эстетическую трактовку образов;
- поощрять и поддерживать их творческие находки.
-проводить выставки детских работ совместных с родителями, воспитателями, взрослыми.
4. Способствовать охране и укреплению физического и психического здоровья детей
-развивать мелкую моторику рук
-создавать благоприятный психологический климат
Основные принципы кружковой работы.
1.Принцип систематичности и последовательности (от простого к сложному)
2. Принцип интереса
3. Принцип наглядности
4. Связь с жизнью
5. Принцип связи сезонных изменений в природе.
6. Индивидуальный подход к ребенку
7. Принцип связи с разными жанрами искусств
8. Принцип взаимосвязи различных техник рисования
9. Принцип экспериментирования
1.3. Планируемые результаты работы
К концу года ребенок умеет:
- различать и называть способы нетрадиционного рисования;
-самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т.д.);
- самостоятельно передавать сюжетную композицию, используя разные ее
варианты с элементами перспективы;
- выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
- давать мотивированную оценку результатам своей деятельности.
2. Содержательный раздел
2.1. Учебный план
Продолжительность занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия 35-40 минут.
В середине занятия проводиться физкультминутка.
Занятия проводятся с октября по май.
2.2. Оценочные материалы
Оценка результативности программы проводится по методике Г.А.Урунтаевой, Т.Н.Дороновой «Диагностика изобразительной деятельности дошкольников». Для оценки освоения детьми программного материала используется Диагностическая карта (Приложение1)
Эффективность выполнения программы отслеживается через:
- организацию ежемесячных выставок детского творчества для родителей;
- тематических выставок в МБДОУ;
- участие в городских конкурсах изобразительного творчества в течение года.
Показатели освоения детьми программного материала:
- различать и называть способы нетрадиционного рисования;
-самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т.д.);
- самостоятельно передавать сюжетную композицию, используя разные ее
варианты с элементами перспективы;
- выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
- давать мотивированную оценку результатам своей деятельности
2.3. Планирование деятельности по учебным блокам (Приложение 2)
Октябрь. Блок «Пейзаж»
Цель: Познакомить детей с пейзажной живописью.
Учить детей изображать пейзаж, используя различные техники и средства рисования.
Ноябрь. Блок «Страна Вообразилия»
Цель: Познакомить с новыми нетрадиционными художественными техниками рисования. Развивать фантазию, творчество, воображение в рисовании.
Декабрь. Блок «Зимние напевы»
Цель: Продолжать знакомить детей с живописным приемом – рисование по сырому. Совершенствовать нетрадиционную художественную технику-набрызг. Учить детей через восприятие цвета понимать состояние природы
Январь. Блок «Птицы»
Цель: Расширять знания детей о птицах, пополнять словарный запас детей. Воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц, упражнять в передаче выразительного образа птицы через движение, передавая ее характерные особенности.
Февраль. Блок «Портрет»
Цель: Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Добиваться выразительного образа в рисовании.
Март. Блок «Весна-красна»
Цель: Совершенствовать технику батик. Учить детей передавать в рисунке пейзаж весны, ее колорит. Развивать чувство композиции, воображение, творчество
Апрель. Блок «Животные»
Цель: Тонирование листа приемом вливание цвет в цвет, передавать настроение животного (спокойное, игривое состояние и т.д.) Расширять знания о домашних животных .
Май. Блок «Цветущая весна»
Цель: Создать условия для самостоятельной работы детей. Совершенствовать умение и навыки в свободном экспериментировании с различными материалами.
2.4 Взаимодействие с семьями детей посещающих занятия по изо деятельности
Информационные стенды в группах, в которых освещаются
- расписание и темы занятий;
- речевой материал для закрепления правильного произношения;
- индивидуальные консультации для родителей;
- проведение родительских собраний;
- распространение буклетов с рекомендациями по закреплению усвоенных техник;
- проведение совместных творческих выставок, мастер-классов.
Темы для беседы с родителями.
1. Важность восприятия первых шагов своего ребенка в искусстве. Создание условий художественно-эстетического развития в семье.
2. Как правильно оказывать помощь ребенку в создании творческой работы.
3. Разнообразие способов изобразительной деятельности.
4. Дальнейшее развитие изобразительного творчества своего ребенка в будущем.
2.5. Программное обеспечение по изо деятельности детей дошкольного возраста
1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.
2. Авторская программа И.А. Лыкова «Цветные ладошки»
3. Авторская программа «Шаги в искусство» С.В. Погодина.
3 . Организационный раздел
3.1 Режим занятий
Продолжительность занятий:
- групповое занятие – 30-40 минут.
Структура занятий
1. Вводная часть. Занятия начинают с дидактической игры, сюрпризных моментов, проблемной ситуации, художественное слово (2 - 3 мин.)
2. Изучение нового материала (10 - 12 мин).
3. Практическая работа (15-20 мин.).
4. Подведение итогов.
В середине занятия проводиться физкультминутка.
Состав группы включает 12 человек.
Занятия проводятся с октября по май.
Объем недельной нагрузки: 1занятия в неделю.
3.2. Расписание занятий
Среда каждой недели -15.10
3.3 Методическое обеспечение.
- И.А. Лыкова Мастер-классы «Шаг за шагом» ООО Издательский дом «Цветной мир» 2014г.
- И.А. Лыкова Мастер-классы для детей и взрослых «Разноцветный мир» ООО Издательский дом «Цветной мир» 2014г.
- И.А. Лыкова, д.п.н. Н.А.Рыжова Тематические плакаты, наглядно-методические пособия
- И.А. Лыкова, д.п.н. Н.А.Рыжова Технологические карты - И.А. Лыкова , д.п.н. Н.А.Рыжова Незавершенные композиции
Диагностическая карта
по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой
№ |
ФИ |
Технические навыки |
Точность движений |
Средства выразительности (цвет, форма и др.) |
Наличие замысла |
Проявление самостоятельности |
Отношение к рисованию |
Речь в процессе рисования |
итог |
||||||||
Н |
К |
Н |
К |
Н |
К |
Н |
К |
Н. |
К. |
Н |
К |
Н. |
К. |
Н |
К |
||
1 |
|||||||||||||||||
2 |
|||||||||||||||||
3 |
|||||||||||||||||
4 |
|||||||||||||||||
5 |
|||||||||||||||||
6 |
|||||||||||||||||
7 |
|||||||||||||||||
8 |
|||||||||||||||||
9 |
|||||||||||||||||
10 |
Приложения 2
Календарно-тематическое планирование
Октябрь. Блок «Пейзаж»
№ |
Тема занятия |
Программное содержание |
Нетрадиционные техники |
Материал |
1 |
Подсолнухи |
Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать листы бумаги разными цветами акварели. Развивать цветовосприятие, творчество |
Восковые мелки + акварель |
Листы бумаги, акварельные краски, восковые мелки |
2 |
Семья ежей |
Познакомить с новой нетрадиционной художественной техникой рисования - тычки жесткой полусухой кистью, при этом совершенствовать умение правильно держать кисть при рисовании. Закреплять знания о животных. Развивать фантазию, чувство композиции |
Рисование способом тычка жесткой полусухой кистью |
Цветная и тонированная бумага А-4 (по выбору детей), жесткая и мягкая кисти, все принадлежности для рисования |
3 |
Золотая осень |
Уточнять и расширять представление об осени. Познакомить с техникой тонирования листа по сырому. |
Рисование по сырому |
Листы бумаги А-3, акварельные краски, губки для тонирования бумаги все принадлежности для рисования, репродукции картин об осени |
4 |
Дождливый день в городе |
Закрепить умение передавать в рисунке изображение домов разных пропорций. Учить детей работать всей кистью и концом кисти. Применять в рисовании метод рисования по сырому. Развивать творчество, чувство композиции |
Рисование по сырому |
Листы бумаги А-4, акварельные краски, губки, мягкая кисть, все принадлежности для рисования, иллюстрации |
Ноябрь. Блок «Страна Вообразилия»
№ |
Тема занятия |
Программное содержание |
Нетрадиционные техники |
Материал |
1 |
Волшебный лес |
Познакомить с новой нетрадиционной художественной техникой рисования – выдувание через трубочку. Развивать фантазию, творчество, воображение в рисовании нетраиционных техник, умение видеть в пятне образ дерева |
Выдувание через трубочку |
Листы бумаги, гуашь, трубочки для выдувания, мягкая кисть |
2 |
Подводный мир |
Знакомство с новой нетрадиционной художественной техникой - рисования мыльными пузырями. Развивать творчество и фантазию в изображении подводного мира. Развивать чувство композиции, колорита |
Рисование по сырому. Рисование мыльными пузырями |
Тонированные листы с занятия 1, гуашь, мыльный раствор, трубочки, мягкая кисть |
3 |
Знакомая форма новый образ |
Учить детей узнавать предметы геометрических фигур. Развивать фантазию, воображение в рисовании нетрадиционных техник |
По выбору детей |
Листы бумаги, геометрические фигуры (по выбору детей), изоматериалы по выбору детей |
4 |
Космические пришельцы |
Познакомить с новой нетрадиционной художественной техникой рисования – набрызг. Развивать фантазию, творчество, воображение в рисовании нетраиционных техник |
Набрызг. |
Листы бумаги А-3, гуашь, зубная щетка |
Декабрь. Блок «Зимние напевы»
№ |
Тема занятия |
Программное содержание |
Нетрадиционные техники |
Материал |
1 |
Зимняя сказка |
Продолжать знакомить детей с живописным приемом – рисование по сырому. Совершенствовать нетрадиционную художественную технику-набрызг. Учить детей через восприятие цвета понимать состояние природы |
Рисование по сырому, набрызг. |
Листы бумаги А-4, акварельные краски, губки для тонирования |
2 |
Одинокая сосна |
Учить отражать особенности предмета при рисовании; развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике |
Рисование способом тычка |
Листы тонированной бумаги, гуашь, жесткие кисти |
3 |
Снегурочка |
Учить отражать особенности предмета при рисовании; развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данной технике |
Граттаж |
Цветной глянцевый картон, свеча, деревянная палочка для процарапывания, гуашь, мыло, широкая кисть, вода |
4 |
Поздравительная открытка с символикой Нового года. |
Создать условия для изображения новогодней открытки с символом Нового года, используя известные методы нетрадиционного рисования. Познакомить с разными вариантами художественного оформления открыток |
По выбору детей |
Изоматериалы по выбору детей, все принадлежности для рисования |
Январь. Блок «Птицы»
№ |
Тема занятия |
Программное содержание |
Нетрадиционные техники |
Материал |
1 |
Лебеди |
Продолжать знакомить детей со способом рисования по сырому. Расширять знания детей о птицах, пополнять словарный запас детей. Воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц |
Рисование по сырому |
Листы бумаги А-3, акварельные краски, губки, все принадлежности для рисования |
2 |
Совы |
Упражнять в передаче выразительного образа птицы через движение, передавая ее характерные особенности способом тычка. Развивать творчество, фантазию, чувство композиции |
Рисование способом тычка |
Тонированные листы бумаги с занятия 1, гуашь, кисти, все принадлежности для рисования |
3 |
Снегири |
Побуждать интерес к известным птицам. Упражнять в рисовании снегирей в технике рисования по сырому, смешивая краски прямо на листе. Развивать творчество, чувство композиции |
Рисование по сырому |
Листы бумаги А-4, акварельные краски, губки для тонирования бумаги, кисти, все принадлежности для рисования |
4 |
Птичий двор. Петух. |
Совершенствовать умение обводить ладонь и дорисовывать до определенного образа (петух) |
Рисование ладонью |
Тонированные листы бумаги с занятия 1, гуашь, кисти, все принадлежности для рисования |
Февраль. Блок «Портрет»
№ |
Тема занятия |
Программное содержание |
Нетрадиционные техники |
Материал |
1 |
Закончи портрет |
Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Опираясь на изображение головного убора, дорисовывать портрет человека |
Коллаж |
Изображение головных уборов из цветной бумаги на листе (кепка, берет, меховая шапка т.д.), материал по выбору детей |
2 |
Клоун (1-е занятие) |
Учить тонировать листы бумаги, передавая цветом настроение клоуна (грусть, веселье и т.д.) |
По выбору детей |
Листы бумаги А-3, акварельные краски, мягкие кисти, все принадлежности для рисования |
3 |
Клоун (2-е занятие) |
Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Добиваться выразительного образа в рисовании клоуна. Дополнять рисунок аппликацией. Воспитывать интерес к цирковому искусству |
Аппликация + рисование |
Цветная бумага, ножницы, гуашь, все принадлежности для рисования |
4 |
Я и мой папа |
Тонировать лист бумаги, передавая цветом настроение людей. |
По выбору детей |
Листы бумаги А-3, акварельные краски, мягкие кисти, все принадлежности для рисования |
Март. Блок «Весна-красна»
(Батиковая живопись)
№ |
Тема занятия |
Программное содержание |
Нетрадиционные техники |
Материал |
1 |
Веточка вербы |
Закрепить умение самостоятельно рисовать с натуры веточку вербы, прорисовывая ее особенности тонкой кистью |
Рисование по мокрой ткани |
Ткань, закрепленная в пяльцах, акварельные краски, мягкая кисть, простой карандаш |
2 |
Портрет моей мамы |
Учить детей передавать образ мамы в технике «батик по соленому», правильно изображать черты лица, развивать умение подмечать сходство с мамой |
Рисование по соленой ткани |
Ткань, закрепленная в пяльцах, акварельные краски, мягкая кисть, простой карандаш |
3 |
Праздничная салфетка для мамы |
из чередующихся цветов, листьев, точек. Совершенствовать технику батик. Формировать навык украшения салфетки простым узором Развивать фантазию, творчество, чувство ритма композиции |
Рисование по соленой ткани |
Ткань, закрепленная в пяльцах, акварельные краски, мягкая кисть, простой карандаш |
4 |
Весенний пейзаж |
Совершенствовать технику батик. Учить детей передавать в рисунке пейзаж весны, ее колорит. Развивать чувство композиции, воображение, творчество |
Рисование по соленой ткани |
Ткань, закрепленная в пяльцах, акварельные краски, мягкая кисть, простой карандаш |
Апрель. Блок «Животные»
№ |
Тема занятия |
Программное содержание |
Нетрадиционные техники |
Материал |
1 |
Кошка |
Тонирование листа приемом вливание цвет в цвет, передавая настроение животного (спокойное, игривое состояние и т.д.) Расширять знания о домашних животных в движении |
сангина |
Листы бумаги А-3, сангина принадлежности для рисования, иллюстрации домашних животных |
2 |
Собака-друг человека |
Учить передавать образ собаки (со щенками) в рисунке способом тычка, соблюдая композиционное равновесие листа и передачу движения. Воспитывать гуманное отношение к миру животных |
Рисование способом тычка |
Тонированные листы бумаги с занятия 1, гуашь, кисти, все принадлежности для рисования |
3 |
Лесные животные |
Тонировать листы приемом вливание цвет в цвет, передавая состояние погоды (дождливое, солнечное и т.д.). Расширять знания о лесных животных. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе |
Листы бумаги А-3, акварельные краски, кисть, все принадлежности для рисования |
|
4 |
Животное в движении |
При помощи геометрических фигур (круги, овалы и т.д.), учить детей рисовать животных в движении (стоит, бежит, лежит). Развивать фантазию, воображение. Совершенствовать умение работать в различных художественных техниках |
По выбору детей |
Листы бумаги А-4, изоматериал по выбору детей, геометрические фигуры, иллюстрации животных |
Май. Блок «Цветущая весна»
№ |
Тема занятия |
Программное содержание |
Нетрадиционные техники |
Материал |
1 |
Тюльпаны в горах |
Тонировать листы бумаги приемом вливание цвет в цвет, передавая настроение цветка (грустит, радуется и т. д.). Расширять знания детей о первых весенних цветах |
Листы бумаги А-3, акварельные краски, губки для тонирования бумаги |
|
2 |
Сирень |
Тонировать листы бумаги по сырому, передавая состояние неба (хмурое, ясное и т. д.). Наклеивание вырезанной ветки. Воспитывать аккуратность в работе |
Рисование по сырому. Рисование + аппликация |
Листы бумаги А-3, цветная бумага, гуашь, ножницы, клей, все принадлежности для рисования |
3 |
Сказочная бабочка |
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования-монотипия.Показать выразительные возможности этой техники. Познакомить детей с симметрией на примере бабочки |
Монотипия |
Листы бумаги А-4, гуашь, кисти, все принадлежности для рисования |
4 |
Что я люблю рисовать… |
Создать условия для самостоятельной работы детей. Совершенствовать умение и навыки в свободном экспериментировании с различными материалами. |
По выбору детей |
Листы бумаги А-4, гуашь, изоматериалы по выбору детей |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»