Коррекционно-развивающие занятия по речевому развитию
Программа занятий
Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №53 «Радуга»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
(социально-гуманитарной направленности)
« Коррекционно-развивающие занятия
по речевому развитию»
Срок освоения программы: 1 год
для детей 4-7 лет
Автор – составитель:
Учитель-логопед
С.Н. Рогачева
г. Канск, 2023
ПРИНЯТО: На заседании Педагогического совета МБДОУ №53 «___»_______20__г Протокол № ___ |
УТВЕРЖДЕНО: И.о. заведующего МБДОУ №53 __________Е.В. Ефремова «___»________20___г. |
Содержание
- Основные характеристики программы
Пояснительная записка
1.1.Актуальность, направленность программы……………….………………...4
1.2.Цель и задачи программы ..............................................................................6
1.3.Содержание программы……………………...................................................8
-
- Планируемые результаты по реализации Программы..............................9
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график……..………………………………………10
2.2.Условия реализации программы……………………………………………11
2.3. Оценочные материалы……………………………………………………...14
2.4. Методические материалы…………………………………………………..16
2.5. Рабочие программы коррекционно-развивающей деятельности по учебным модулям………………………………………………………………..19
2.6. Список литературы……………………………………………………........22
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Актуальность, направленность программы.
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. Часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.
Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи.
Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, Н.В. Нищева и др.).
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.
Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:
1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
2. Формирование правильного речевого дыхания.
3. Развитие фонематического слуха.
Программа составлена c учетом нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения российской федерации от 09.11.2018 г. №196»;
- Конституция РФ, с.43, 72.
- Конвекция о правах ребенка (1989г.).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №53 «Радуга».
- Постановление администрации г. Канска от 05.04.2012 № 482 «О тарифах на платные услуги, оказываемые муниципальными образовательными учреждениями», постановление «О внесении изменений в постановление администрации г. Канска от 05.04.2012 № 482» от 15.07.2019 №659.
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, основанная на программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой.
1.2 Цель программы
Целью программы коррекционно-развивающей деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста является: Воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой речи с соответствующим возрасту словарным запасом, путем применения, наряду с общепринятыми, специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию звукопроизношения.
Задачи:
- формировать полноценные произносительные навыки;
- развивать правильное физиологическое и речевое дыхание;
- развивать артикуляционную моторику;
- развивать мелкую моторику;
- развивать фонематический слух, доступные возрасту формы звукового анализа и синтеза.
Принципы и подходы к формированию программы
Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы.
Кроме того, Программа имеет в своей основе также следующие принципы:
• принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
• принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
• принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
• принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
• принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
• принцип постепенности подачи учебного материала.
По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на исправленном речевом материале осуществляется:
• развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
• обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
• воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
• развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем.
Специфика нарушения речи у детей состоит в многообразии дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в разной степени несформированности фонематического восприятия, что в целом обуславливает необходимость тщательной индивидуально ориентированной коррекции. В связи с этим в программе предусмотрены два типа занятий: подгрупповые и индивидуальные занятия. Подгруппы формируются по сходным речевым нарушениям.
Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.
Программа рекомендована для коррекционного обучения и воспитания дошкольников старшего возраста, имеющих фонетические нарушения, фонетико-фонетические нарушения, общее недоразвитие речи III уровня, неярко выраженное общее недоразвитие речи. С её помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизируются произносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.
Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и заключается главная цель данной программы.
1.3. Содержательный раздел
При составлении учебного плана использовались документы, регламентирующие образовательную деятельность дошкольных образовательных учреждений.
Основными участниками коррекционно-развивающей деятельности являются: ребенок, учитель-логопед, родители (лица их заменяющие).
Занятия включают: развитие правильной артикуляции, речевого дыхания, фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, формирование правильных грамматических категорий, обогащение и активизацию словарного запаса, развитие навыков связной речи.
Коррекционно-развивающая деятельность строится с учетом особенностей психической деятельности детей, что связано с воспитанием у них внимания, умения управлять собой и другими качествами, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.
Формы организации деятельности - индивидуально, по подгруппам.
Продолжительность занятий:
- индивидуальное занятие -15 минут;
- подгрупповое занятие -20 минут.
В середине занятия проводиться физкультминутка.
Подгрупповое занятие проводится с детьми в количестве 2-3 человек. Подгруппы формируются по сходным речевым нарушениям.
Объем недельной нагрузки: 2 занятия в неделю.
1.4. Планируемые результаты по реализации Программы:
В результате проведенных занятий ребенок
- правильно артикулирует поставленные звуки речи в различных позициях;
- чётко дифференцирует изученные звуки;
- находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове;
- различает понятия “звук”, “твёрдый звук”, “мягкий звук”, “глухой звук”, “звонкий звук”, на практическом уровне;
- производит элементарный звуковой анализ и синтез;
- владеет интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график
При составлении Учебного плана использовались документы, регламентирующие образовательную деятельность дошкольных образовательных учреждений в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законами Российской Федерации «Об образовании» и «О защите прав потребителей», а так же Правилами оказания платных услуг в сфере дошкольного и общего образования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере образования» от 05.07.2001 № 505 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 01.04.2003 № 181), Уставом Образовательного Учреждения, Постановлением администрации о тарифах на платные образовательные услуги оказываемые ДОУ от 05.12.2007 № 482, Положением о дополнительных платных образовательных услугах ДОУ, утвержденным приказом №109-о от 14.09.2017.
Основными участниками коррекционно-развивающей деятельности являются: ребенок, учитель-логопед, родители (лица их заменяющие).
Для осуществления коррекционно-образовательной деятельности по развитию речи дошкольника разрабатывается учебный план, расписание занятий, на основании Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с нарушениями речи с 3-7 лет.
№ п/п |
Год обучения |
Дата начала занятий |
Дата окончания занятий |
Количество учебных недель |
Количество учебных дней |
Количество учебных часов |
Сроки проведения промежуточной итоговой аттестации |
1 |
1 |
01.10.23 |
31.05.23 |
32 |
64 |
64 |
октябрь январь май |
Возраст детей |
Режим занятий |
Длительность занятий в мин. |
Кол-во в неделю |
Общее время в мин. |
Кол-во в месяц |
Общее время в мин. |
Кол-во в год |
Общее время в мин. |
4 года |
Индивидуальное занятие |
15 |
2 |
30 |
8 |
120 |
64 |
960 |
5 лет |
Индивидуальное занятие |
20 |
2 |
40 |
8 |
160 |
64 |
1280 |
6 лет |
Индивидуальное занятие |
25 |
2 |
50 |
8 |
200 |
64 |
1600 |
4 года |
Подгрупповое занятие |
15 |
2 |
30 |
8 |
120 |
64 |
960 |
5лет |
Подгрупповое занятие |
20 |
2 |
40 |
8 |
160 |
64 |
1280 |
6 лет |
Подгрупповое занятие |
25 |
2 |
50 |
8 |
200 |
64 |
1600 |
Срок реализации программы - с 1октября по 31мая.
Занятия включают: развитие правильной артикуляции, речевого дыхания, фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, формирование правильных грамматических категорий, обогащение и активизацию словарного запаса, развитие навыков связной речи.
Коррекционно-развивающая деятельность строится с учетом особенностей психической деятельности детей, что связано с воспитанием у них внимания, умения управлять собой и другими качествами, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.
2.2.Условия реализации программы
Материально-технические условия коррекционно-развивающих занятий
- настенное зеркало для логопедических занятий;
- дополнительное освещение у зеркала;
- шпатели одноразовые, влажные салфетки;
- учебно-методические пособия, настольные игры, игрушки, конструкторы, технические средства, компьютерное оборудование;
- шкафы для пособий;
- письменный стол для работы учителя-логопеда;
- стол для занятий с детьми;
- стулья детские;
- ковер напольный
- Наименование дидактических и развивающих пособий
№ п/п |
Наименование |
кол-во |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 |
Игра «Сложи слово» Развивающая игра «Читаем и составляем слова» Развивающая игра « Чей малыш?» Развивающая игра « Противоположности» Развивающая игра « Животные» Развивающая игра «Время» Развивающая игра «Ассоциации» Развивающая игра «Что к чему» Демонстрационный материал « Часть и целое» Настольная игра из серии « Читаем вместе» - «Звуки» Игра – трафареты «Фрукты и ягоды» Игра – трафареты «Птицы» Магнитная азбука Логопедическое лото «Говори правильно» Развивающая игра « Профессии» Игра «Развиваем внимание» Игра-лото «Загадочные животные» из серии «Забавы в картинках» Игра «Деревенский дворик» из серии «Забавы в картинках» Игра «Кто как устроен » из серии «Забавы в картинках» Игра «Большие и маленькие» из серии «Забавы в картинках» Игра «Развиваем речь» из серии «Забавы в картинках» Логопедическое лото из серии «Забавы в картинках» Игра «Назови одним словом» из серии «Забавы в картинках» Игра «Прочитай по первым буквам» Игра «Знаю все профессии» из серии «Забавы в картинках» Игра « Истории в картинках » часть 1 из серии «Забавы в картинках» Игра « Истории в картинках » часть 2 из серии «Забавы в картинках» Игра «Что быстрее, кто сильнее?» из серии «Забавы в картинках» Игра «Развиваем память» из серии «Забавы в картинках» Демонстрационный материал «Весна – лето» Кубики «Сложи рисунок» из 4-х штук Кубики «Сложи рисунок» из 9 –ти штук Игра «Кто где живет» Игра «Живая природа» |
1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Методическая литература
1. Анищенкова Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. Астрель-Москва-2006.
2.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников- М., - 1985.
3. Волина В.В. Занимательное Азбуковедение. Москва, «Просвещение»,1991
4. Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день. Творческий Центр СФЕРА.2006
5. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А., Логопедические игры и задания. СПб «КАРО», 2001.
6.Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. СПб.Литера. 2008.
7.Максаков А.Н. Правильно ли говорит ваш ребенок. Москва «Просвещение», 1988.
8.Смирнова А.Н., Логопедия, играем со звуками. Москва, «Мозаика- синтез», 2004.
9. Ткаченко Т.А. Физкультминутки. Москва. «Издательство ГНОМ и Д»2001.
10. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. Москва. АСТ. Артель 2004.
9. Логопедия. Под ред. Л.С.Волковой. М.,2003
10.Лопухина И.С. Логопедия.550 занимательных упражнений для развития речи. «Аквариум» , Москва, 1995.
11. Перегудова Т.С., Османова Г.А. Вводим звук в речь. СПб «КАРО», 2006.
12.Норкина Ю.Б., Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Выпуск 3. Звук Р., Москва ВЛАДОС.
13.Норкина Ю.Б., Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Выпуск 1. Звук Л.
14.Норкина Ю.Б., Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Выпуск 2. Звук ЛЬ.Москва. ВЛАДОС.
15.Норкина Ю.Б., Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Выпуск 4. Звук РЬ.Москва. ВЛАДОС.
16.Норкина Ю.Б., Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Выпуск 5. Звуки С -СЬ.Москва. ВЛАДОС.
17.Норкина Ю.Б., Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Выпуск 6. Звуки З-ЗЬ, Ц. Москва. ВЛАДОС.
18.Норкина Ю.Б., Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Выпуск 7. Звуки ш-ж..Москва. ВЛАДОС.
-19. Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Ш, Ж, Л, Р.Академияразвития. Ярославль.
20.ФиличеваТ.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989
Использование компьютерной технологии
- Мультимедийный практический курс «Домашний логопед».
- Компьютерная программа «Учимся говорить правильно».
- Компьютерная игра «Играем и учимся».
Программа реализуется учителем-логопедом, имеющим стаж педагогической деятельности в ДОУ 35 лет.
2.3. Оценочные материалы
Речевая диагностика развития ребенка
Для проведения индивидуальной диагностики учителем-логопедом применяется «Речевая карта развития речи ребенка» и стимульный материал для проведения обследования.
Р Е Ч Е В А Я К А Р Т А
Фамилия, имя
Возраст
Домашний адрес
Дата начала занятий
Данные о ходе речевого развития
Состояние общей и мелкой моторики
Слух
Общее развитие ребенка
Внимание, работоспособность
Общее звучание речи (темп, голос, разборчивость, артикуляция, дыхание)
Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность) Произношение и различение звуков
Анализ и синтез звукового состава слова
Произношение слов сложного слогового состава
Грамматический строй речи
Словарь
Речевое заключение
Дата обследования
Учитель - логопед _____________
( подпись)
Речевая диагностика развития ребенка проводится в начале первого периода и в начале второго - промежуточная диагностика. Результаты диагностики указываются в речевой карте. Итоговая диагностика проводится в конце второго периода. Формы итоговой диагностики: отзывы родителей, дипломы, грамоты, участие детей в конкурсах чтецов, участие дошкольников в развлечениях и календарных праздниках ДОУ.
2.4. Методические материалы
В программе предусмотрены два типа занятий: подгрупповые и индивидуальные занятия. Формы обучения - индивидуально, по подгруппам. В середине занятия проводиться физкультминутка.
Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.
Основная цель индивидуальных и подгрупповых занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевой патологии. На этих занятиях ребенок овладевает правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизирует его в облегченных фонетических условиях, т. е. изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры.
Таким образом, дети подготавливаются к усвоению содержания фронтальных занятий в группе с воспитателем.
На этих занятиях дети учатся адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.
Важной в методическом аспекте особенностью подгрупповых занятий является то, что они носят опережающий характер и готовят детей к усвоению лексико-грамматического материала на фронтальных занятиях в физиологической группе.
В этой деятельности дети учатся оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.
Занятия — основная форма коррекционно-развивающей работы с детьми. Эта деятельность имеет большое значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе. У дошкольников с речевыми нарушениями проявляются особенности: неустойчивость внимания, пониженная познавательная активность, недостаточная сформированность игровой деятельности.
Структура индивидуального и подгруппового занятия
Часть занятия |
Содержание |
Задачи |
Вводная |
Артикуляционные и дыхательные упражнения |
- заинтересовать, сосредоточить детей, подвести их к теме занятия; - развивать навыки артикуляционной моторики, правильного речевого дыхания |
Основная |
Упражнения для постановки звука и постановка звука |
- вызывать звук по подражанию или с помощью артикуляции; |
Упражнения и дидактические игры для закрепления поставленного звука. |
- закреплять поставленный звук изолированно, в слогах, словах, во фразах, предложениях, в связной речи. |
|
Упражнения на развитие фонематического слуха |
- закреплять поставленный звук в любых фонетических позициях; - развивать фонематическое восприятия и представление |
|
Пальчиковая гимнастика, физкультминутка |
- снимать напряжение при помощи смены деятельности; - развивать мелкую моторику, силу, подвижность и гибкость кистей рук и пальцев; - стимулировать развитие речи, памяти, воображения. |
|
Дидактические упражнения или игры по развитию речи для закрепления поставленных звуков |
- автоматизировать правильное звукопроизношение; - уточнять, правильное произношение звука; - вводить поставленный звук в речь, формируя грамматический строй, связную речь; - активизировать речь с помощью стихотворений, считалок; потешек; - развивать логическое мышление с помощью загадок, цепочек слов с закрепляемым звуком, дидактических настольно-печатных игр. |
|
Заключительная |
Анализ деятельности |
- развивать внимание, память; - учить радоваться не только своему, но и успеху других - улучшать эмоциональное состояние, настраивать на последующие занятия |
2.5. Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности
по учебным модулям
I период обучения
(октябрь, ноябрь, декабрь, январь)
Общие речевые навыки |
|
Звукопроизношение |
|
Слоговая структура слова |
|
Языковой анализ и синтез |
|
Грамматический строй речи |
|
Лексика |
Расширение и уточнение словаря по темам группы
|
Связная речь |
|
Мелкая моторика |
|
Промежуточная аттестация/ в форме игровых занятий |
1. Подбор слов на заданные звуки. 2. Умение находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове. |
II период обучения
(февраль, март, апрель, май)
Общие речевые навыки |
|
Звукопроизношение |
|
Слоговая структура слова |
|
Языковой анализ и синтез |
|
Грамматический строй речи |
|
Лексика |
Расширение и уточнение словаря по темам группы:
«Весна. Мамин праздник», «Профессии наших мам», «Квартира. Дом. Мебель», «Посуда. Продукты питания». «Улица, город. Транспорт», «Весна. Перелётные птицы», «Лес. Деревья», «Животные и насекомые весной».
|
Связная речь |
|
Мелкая моторика |
|
Промежуточная аттестация/ в форме игровых занятий |
1. Употребление исправленных звуков в свободной речи. 2. Участие в конкурсе чтецов и чтение стихов на утренниках. |
Программное обеспечение коррекционно-развивающей деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста
1. Комплексная «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой;
2. Основная программа дошкольного образования, основанная на программе под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
3. Программа обучения и воспитания дошкольников с фонетико-фонетическим нарушением речи Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.
Расписание коррекционно -развивающих занятий
Время |
Занятия |
Кол-во детей |
|
Понедельник |
12.00-12.20 12.20- 12.40 |
подгрупповое подгрупповое |
2 2 |
Вторник |
12.00-12.20 12.20- 12.40 |
подгрупповое подгрупповое |
2 2 |
Четверг |
12.00-12.20 12.20- 12.40 |
подгрупповое подгрупповое |
2 2 |
Пятница |
12.00-12.20 12.20- 12.40 |
подгрупповое подгрупповое |
2 2 |
2.6. Список литературы
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2015. И др. пособия автора.
- Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2012.
- Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г. В. Чиркиной. — М., 2013.
- Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. — СПб.: КАРО, 2016
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста. — М.: ДРОФА, 2018.
- Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: ДРОФА, 2015.
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — М., 2015.
- Нищева Н. В. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза устарших дошкольников — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015
- Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
- Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
- Смирнова Л.Н. Развитие речи у детей 5-6 лет, Мозаика-синтез 2016.
12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 №300038).
13.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, основанная на программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой.
14. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3до 7 лет Н.В.Нищевой.
15.Примерная основная адаптированная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией Л.В. Лопатиной.
Приложение 1
Перспективное календарно-тематическое планирование
Ф.И.ребенка |
Дата |
Содержание занятия |
1 подгруппа 2 подгруппа |
02.10 05.10 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи: сказка о веселом язычке «Зоопарк». Развитие внимания, памяти: «Собери кубики» по образцу |
09.10 12.10 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Развитие фонематического слуха: игра «Поймай звук» Автоматизация звука Ш изолировано. Пальчиковая гимнастика «Дружба». |
|
16.10 19.10 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Развитие мелкой моторики. Автоматизация звука Ш в слогах, словах, фразах. |
|
23.10 26.10 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Развитие мелкой моторики. Автоматизация звука Ш в слогах, словах, фразах, чистоговорках, в речи. |
|
02.11 06.11 09.11 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Развитие мелкой моторики. Автоматизация звука Ш в слогах, словах. |
|
13.11 16.11 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Развитие мелкой моторики. Автоматизация звука Ш в слогах, словах. |
|
20.11 23.11 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Развитие мелкой моторики. Автоматизация звука Ш в слогах, словах. |
|
27.11 30.11 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Развитие мелкой моторики. Автоматизация звука Ш в слогах, словах. |
|
04.12 07.12 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи: сказка «Про воробья». Автоматизация звука Ш в слогах, словах. Развитие мелкой моторики: д.игра «Собери и назови» |
|
11.12 14.12 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Развитие фонематического слуха: игра «Поймай звук» Автоматизация звука Ж изолировано. Пальчиковая гимнастика «В гости» |
|
18.12 21.12 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Развитие фонематического слуха «Поймай звук». Уточнение правильного произношения звука Ж. Автоматизация звука Ж в слогах: игра «Что к чему». |
|
25.12 28.12 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Развитие мелкой моторики: «Лошадка – шнуровка». Развитие слухового внимания: игра «Угадай, что звучит?»Уточнение правильного произношения звука Ж. Автоматизация звука Ж в слогах: игра «Что к чему». |
|
09.01 11.01 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Развитие мелкой моторики. Автоматизация звука Ж, в слогах, словах, фразах, чистоговорках. |
|
15.01 18.01 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Развитие мелкой моторики, пальчиковая гимнастика «Дружба». Автоматизация звука Ж, в слогах, словах, фразах. |
|
22.01 25.01 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Развитие мелкой моторики. Автоматизация звука Ж, в слогах, словах, фразах, чистоговорках, в речи. |
|
29.01 01.02 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Развитие мелкой моторики. Автоматизация звука Ж, в слогах, словах, фразах, чистоговорках, в речи. |
|
05.02 08.02 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Развитие мелкой моторики. Автоматизация звука Ж в слогах, словах, фразах, чистоговорках, в текстах. |
|
12.02 15.02 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Развитие мелкой моторики. Дифференциация звуков Ш-С в слогах, словах. Употребление падежных окончаний существительных. |
|
19.02 22.02 |
Артикуляционная гимнастика. Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах, словах. Употребление падежных окончаний существительных. |
|
26.02 29.02 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Автоматизация звука Л в слогах. Развитие внимания, памяти. |
|
04.03 07.03 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Автоматизация звука Л в слогах и словах. Развитие внимания, памяти. |
|
11.03 14.03 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Автоматизация звука Л в слогах и словах. Развитие внимания, памяти. |
|
18.03 21.03 25.03 28.03 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Автоматизация звука Л в слогах и словах. |
|
01.04 04.04 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Автоматизация звука Л в слогах и словах. |
|
08.04 11.04 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Автоматизация звука Л в слогах и словах. |
|
18.04 21.04 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Автоматизация звука Л в слогах и словах. |
|
25.04 28.04 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Автоматизация звука Л в слогах и словах. |
|
29.04 02.05 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Автоматизация звука Л в слогах и словах. Формирование слоговой структуры слов односложных. |
|
06.05 09.05 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Автоматизация звука Л в слогах и словах. Формирование слоговой структуры слов двусложных. |
|
15.05 18.05 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Автоматизация звука Л в слогах и словах. Формирование слоговой структуры слов двусложных. |
|
22.05 25.05 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Автоматизация звука Л в слогах и словах. Формирование слоговой структуры слов двусложных. |
|
27.05 30.05 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Автоматизация звука Л в слогах и словах и фразах Составление рассказа-описания. |
Ф.И.ребенка |
Дата |
Содержание занятия |
3 подгруппа 4 подгруппа |
03.10 08.10 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи: сказка о веселом язычке «Зоопарк». Развитие внимания, памяти: «Собери кубики» по образцу |
10.10 13.10 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Развитие фонематического слуха: игра «Поймай звук» Автоматизация звука Ш изолировано. Пальчиковая гимнастика« В гости». |
|
17.10 20.10 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Развитие мелкой моторики. Автоматизация звука Ш в слогах, словах, фразах, чистоговорках, в речи. |
|
24.10 27.10 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Развитие мелкой моторики. Автоматизация звука Ш в слогах, словах, фразах, в речи. |
|
03.11 07.11 10.11 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Развитие мелкой моторики. Автоматизация звука Ш в слогах, словах, фразах, чистоговорках, в связной речи. |
|
14.11 17.11 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Развитие мелкой моторики. Автоматизация звука Ш в слогах, словах. |
|
21.11 24.11 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Развитие мелкой моторики. Автоматизация звука Ш в слогах, словах. |
|
28.11 01.12 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Сказка «Божья коровка ». Автоматизация звука Ш в слогах, словах. Развитие внимания, памяти -дид. упражнение «Собери картинку» |
|
05.12 08.12 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Развитие фонематического слуха: игра «Поймай звук». Автоматизация звука Ж изолировано. Пальчиковая гимнастика «В гости» |
|
12.12 15.12 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Развитие фонематического слуха «Поймай звук». Уточнение правильного произношения звука Ж. Автоматизация звука Ж в слогах: игра «Что к чему». |
|
19.12 22.12 26.12 29.12 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Развитие мелкой моторики: «Лошадка – шнуровка». Развитие слухового внимания: игра «Угадай, что звучит?» Уточнение правильного произношения звука Ж. Автоматизация звука Ж в слогах: игра «Что к чему». |
|
09.01 12.01 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Развитие мелкой моторики. Автоматизация звука Ш, в слогах, словах, фразах, чистоговорках. |
|
16.01 19.01 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Развитие мелкой моторики, пальчиковая гимнастика «Дружба». Автоматизация звука Ш, в слогах, словах, фразах, чистоговорках, игра «Большие и маленькие». |
|
23.01 26.01 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Развитие мелкой моторики. Автоматизация звука Ш, в слогах, словах, фразах, чистоговорках, в речи. |
|
30.01 02.02 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Развитие мелкой моторики. Автоматизация звука Ш, в слогах, словах, фразах, чистоговорках, в речи. |
|
06.02 09.02 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Развитие мелкой моторики. Автоматизация звука Ж в слогах, словах, фразах, чистоговорках, в текстах. |
|
13.02 16.02 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Развитие мелкой моторики. Дифференциация звуков Ш-С в слогах, словах. Употребление падежных окончаний существительных. |
|
20.02 23.02 |
Артикуляционная гимнастика. Дифференциация звуков Ш-С в слогах, словах. Употребление падежных окончаний существительных. |
|
27.02 01.03 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Автоматизация звука Л в слогах. Развитие внимания, памяти. |
|
05.03 08.03 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Автоматизация звука Л в слогах и словах. Развитие внимания, памяти. |
|
12.03 15.03 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Автоматизация звука Л в слогах и словах. Развитие внимания, памяти. |
|
19.03 22.03 26.03 29.03 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Автоматизация звука Л в слогах и словах. Развитие внимания, памяти. |
|
02.04 05.04 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Автоматизация звука Л в слогах и словах. |
|
09.04 12.04 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Автоматизация звука Л в слогах и словах. |
|
16.04 19.04 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Автоматизация звука Л в слогах и словах. |
|
23.04 26.04 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Автоматизация звука Л в слогах и словах. |
|
03.05 07.05 10.05 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Автоматизация звука Л в слогах и словах. |
|
14.05 17.05 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Автоматизация звука Л в слогах и словах. Формирование слоговой структуры слов односложных. |
|
21.05 24.05 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Автоматизация звука Л в слогах и словах. Формирование слоговой структуры слов односложных. |
|
28.05 31.05 |
Формирование точных движений артикуляционного аппарата, развитие правильной воздушной струи. Автоматизация звука Л в слогах и словах. Формирование слоговой структуры слов односложных. |
Приложение 2
Артикуляционные упражнения
а) «Улыбка» - губы растянуты в улыбку, ладонь находится в вертикальном положении, пальцы широко расставлены;
б) «Хоботок» - губы вытягиваются в трубочку, ладонь с согнутыми пальцами, образует трубочку;
в) «Лопаточка» - открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык, рука перед собой ладонью вверх, пальцы соединены между собой, удерживать позу под счет до 5;
г) «Иголочка» -рот открыт, узкий язык вытягивается вперед, пальцы сжаты в кулак, указательный палец выставлен вперёд.
Это статические упражнения. Они способствуют развитию мышечной силы.
а) «Качели» -кончик языка двигается поочередно то к верхней, то к нижней губе, ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении, движение ладони вниз-вверх;
б) «Часики» - рот открыт, губы растянуты в улыбке, переставлять напряженный язык от одного уголка рта к другому, сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук влево - вправо под счет раз-два;
в) «Почистим зубки» - язык двигается по зубам, под губой, согнутая ладонь с сомкнутыми пальцами, ладонь выпрямляется, опять сгибается, затем согнутая ладонь движется влево-вправо;
г) «Вкусное варенье» - широкий язык поднимается вверх, облизывая верхнюю губу, ладонь в форме чашечки, сомкнутые пальцы сгибать-разгибать.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»