Детский фитнес
Программа занятий
Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №53 «Радуга»
Программа дополнительного образования
с детьми дошкольного возраста 5-7 лет
«Детский фитнес»
на 2023-2024 учебный год
Преподаватель:
Рамденок Татьяна Владимировна
г. Канск, 2023
ПРИНЯТО: На заседании Педагогического совета МБДОУ № 53 «___»_______2023г Протокол № ___ |
УТВЕРЖДЕНО: И.о. заведующего МБДОУ №53 ________Е.В. Ефремова «___»________2023г. |
Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.. ……………………………………………………4
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей 5 -7 лет. 6
1.5. Цели и задачи программы.. 8
1.6. Принципы и подходы к формированию программы.. 8
1.7. Планируемые результаты.. 10
1.8. Целевые ориентиры образования в дошкольном возрасте. 11
1.9. Срок реализации программы.. 11
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ... 12
2.1. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик 12
2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы.. 12
2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников. 12
3.1. Материально-технические (пространственные) условия организации физической культуры.. 14
3.3. Особенности методики проведения занятий оздоровительной (степ) аэробикой 16
3.4. Правила на занятиях степ – аэробикой. 17
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для детей 5-7 лет Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 53 «Радуга» города Канска Красноярского края на основе следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022)
− Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.;
- Конституция РФ, ст. 43, 72;
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
− Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения российской федерации от 09.11.2018 г. №196»;
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
− Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;
− Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
- Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 53 «Радуга».
В данной программе представлены занятия, разработанные на основе следующих положений:
-
- Физкультурно-оздоровительное направление является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязано со всеми ее направлениями. Особенно важное значение для воспитания и развития ребенка имеет связь занятий физической культуры с игрой. Такая разносторонняя связь повышает интерес детей к занятиям физической культуры и к игре.
- Для развития физической культуры необходимо создавать развивающую среду, постепенно вовлекая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие, от материала в физкультурных уголках. Большое значение имеет удачный подбор материалов для занятий, удобное и рациональное размещение, доброжелательное отношение педагогу к каждому ребенку; эмоционально-положительная атмосфера занятий.
- Актуальность
Главной ценностью для человека является его здоровье. Причём эта ценность выступает на двух уровнях: личном и общественном. Дошкольный возраст в развитии ребёнка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. От того, как организовано воспитание и обучение ребёнка, какие условия созданы для его взросления, для развития его физических и духовных сил, зависит развитие и здоровье в последующие годы жизни.
Забота о здоровье ребёнка взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей.
Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.
Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальных проблем нашего времени. Однако состояние здоровья детей сегодня далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Заболеваемость детей, посещающих детские сады, продолжает оставаться высокой.
Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов – биологических, экологических, социальных, гигиенических, демографических, климатических условий, а именно:
наследственность;
неблагоприятная экологическая обстановка;
электронно-лучевое и «метало-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно звучащая рок-музыка);
образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья), а также от характера педагогических воздействий. В многоаспектном выражении нормальное психофизическое развитие старшего дошкольника и последующее сохранение его здоровья зависят от уровня двигательной активности, потребность в которой для дошкольника является естественной. Потребность в движении, повышенная двигательная активность – наиболее важные биологические особенности детского организма.
Детям от природы свойственно выражать себя в движении: бегать, прыгать, размахивать руками. И чаще всего, ребёнок только на занятии по физической культуре может дать волю энергии, заложенной в нём. Но этого, конечно, не достаточно для того, чтобы дети вдоволь могли подвигаться. Вот почему в наше время стали так популярны занятия аэробикой, в частности степ-аэробикой. На занятиях дети учатся не только красиво двигаться, преодолевая трудности образовательного процесса, но и развиваться духовно, эмоционально, физически, интеллектуально, приобретают навыки грациозных движений, участвуют в концертных выступлениях, учатся аккуратности, целеустремлённости.
-
- Новизна
В детском саду проводится системная работа по физическому воспитанию детей, которая включает в себя традиционные и нетрадиционные формы.
Одной из них является степ-аэробика, которую мы начали использовать в работе с детьми с 2017 учебного года.
Разработанная программа позволит добиться оптимального уровня развития физических качеств: быстроты, гибкости, равновесия, координационных способностей, а также несет профилактический характер.
Под воздействием упражнений на степ-платформе улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряд других физиологических процессов, таких как, профилактики плоскостопия и нарушений осанки.
Новизна данной программы заключается в том, что на ряду с традиционными формами упражнений, проводятся специальные упражнения по степ-аэробике, а также логоритмические упражнения. Оптимальное сочетание которых в ходе занятий позволит решать задачи по физическому воспитанию и развивать координацию движений и речь.
У детей, занимающихся оздоровительной аэробикой повышаются адаптивные возможности организма благодаря регулярной направленной двигательной активности, положительным эмоциям (музыкальное сопровождение, стимул научиться танцевать, сформировать красивую фигуру, быть здоровым и бодрым).
-
- Возрастные и индивидуальные особенности детей 5 -7 лет
Возраст 5-7 лет называют часто «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7-10 см. Но все-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников подготовительной к школе группы. По средним данным рост ребенка пяти лет составляет около 106,0-107,0 см, а масса тела – 17,0-18,0 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц - 200,0 г, а роста – 0,5 см.
Каждый возрастной этап характерен, кроме того, разной интенсивностью роста отдельных частей тела. В течение шестого года, например, быстро увеличиваются длина конечностей, ширина таза и плеч у детей обоего пола. Вместе с тем имеются индивидуальные различия в этих показателях, а также различия их у мальчиков и девочек. Например, окружность грудной клетки у девочек увеличивается интенсивнее, чем у мальчиков.
Антропометрические признаки (масса тела, рост, окружность грудной клетки, ширина таза, длина туловища и конечностей) в разной степени взаимосвязаны, и это влияет на физическую подготовленность детей.
Позвоночный столб ребенка пяти-семи лет чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях, например, при частом поднятии ребенком тяжестей, нарушается осанка, появляется вздутый или отвислый живот, развивается плоскостопие, у мальчиков образуется грыжа.
В развитии мышц выделяют несколько «узловых» этапов. Один из них – это возраст шесть лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания на ходьбу, бег, прыжки, но затрудняются в выполнении упражнений, требующих работы мелких мышц.
Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия проприоцептивных, вестибулярных и других рефлексов, а также от массы тела и площади опоры. С возрастом ребенка показатели сохранения устойчивого равновесия улучшаются. При выполнении упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.
Старший дошкольник способен дифференцировать свои мышечные усилия. Поэтому на занятиях физической культурой он может выполнять упражнения с различной амплитудой.
Так же интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается даже у подростков. В первые годы жизни ребенка пульс его неустойчив и не всегда ритмичен. Средняя частота его к шести-семи годам составляет 92-95 ударов в минуту.
Жизненная емкость легких у ребенка пяти-шести лет в среднем – 1100-1200 см3, но она зависит и от других факторов (длины тела, типа дыхания и др.). К семи годам у детей ярко выражен грудной тип дыхания. Число дыханий в минуту – в среднем 25.
У многих потребность в двигательной активности настолько велика, что врачи и физиологи называют период от пяти до семи лет «возрастом двигательной расточительности».
Использование степ-платформ – это новое направление оздоровительной работы. Эффективность занятий на степах подтверждено опытом коррекционных медицинских центров Европы.
Степ-платформа является многофункциональным оборудованием, обеспечивающим решение обще развивающих и профилактических задач.
В соответствии с вышеизложенным, мы, разработали программу работы физкультурно-оздоровительного кружка «Детский фитнес».
-
- Цели и задачи программы
Цель: развитие физических и психофизических качеств дошкольников на занятиях «Детским фитнесом» с использованием современных средств развития.
Задачи:
- Развивать двигательные способности детей и физические качества (быстроту, силу, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка).
- Формировать навыки правильной осанки развивать мышечную систему через упражнения на степ-платформах;
- Формирование умения ритмически согласованно выполнять простые движения под музыку.
- Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
- Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.
- Воспитывать чувство уверенности в себе.
-
- Принципы и подходы к формированию программы
Рабочая программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартами:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития
8) учет этнокультурной ситуации развития детей.
интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
9) возрастная адекватность дошкольного возраста.
В соответствии с ФГОС Программа опирается на научные принципы ее построения, что учитывается при организации образовательного процесса:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает:
- признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
- признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
- уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
- Дифференциация индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип учитывая индивидуальные особенности развития ребенка.
- Принцип последовательности и систематичности. Последовательность при обучении детей движениям, подбор и сочетание нового материала с повторением и закреплением усвоенного, распределение физической нагрузки на детский организм на протяжении всего занятия. При подборе тех или иных упражнений следует не только учитывать достигнутый детьми уровень двигательных умений, но и предусматривать повышение требований к качественным показателям движений. Это необходимо для того, чтобы постоянно совершенствовать движения, не задерживать хода развития двигательных функций. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого.
- Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- При организации двигательной активности детей следует учитывать их возрастные особенности. Развитие двигательной активности детей обязательно требует индивидуального похода. Педагог должен ориентироваться на состояние здоровья каждого ребёнка. В процессе выполнения упражнений необходимо наблюдать за самочувствием детей, варьировать содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка. Очень важно соблюдать баланс: так, более сложные упражнения следует чередовать с менее сложными.
- Принцип оздоровительной направленности, обеспечивающий оптимизацию двигательной активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
- Принцип «развивающий эффект». Этот принцип требует соблюдения повторяемости и постепенности педагогических воздействий (многократное выполнение нагрузки как в рамках одного занятия, так и системы занятий; постепенное наращивание развивающе-тренирующих воздействий – планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма).
-
- Планируемые результаты
- У детей сформируется правильная осанка, укрепится костно-мышечный корсет, улучшится музыкальная и двигательная память.
- Повысится уровень двигательной активности.
- Возрастёт интерес к занятиям по физической культуре, сформируется осознанное отношение к укреплению своего здоровья.
- Воспитанники, прошедшие курс степ-аэробики, освоят все базовые шаги и будут применять их в самостоятельной деятельности при выполнении музыкально-ритмических комплексов.
1. Ребенок будет знать:
- что такое степ-аэробика,
- правила безопасного поведения при выполнении упражнений с использованием спортивных снарядов, при выполнении гимнастических упражнений, при взаимодействии с другими детьми,
- большой объем разнообразных композиций и отдельных видов движений,
- упражнения, способствующие поддержанию правильной осанки и расслаблению позвоночника.
2. Будет уметь:
- изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения,
- точно и правильно выполнять упражнения, состоящие из разнонаправленных движений для рук и ног, сложные циклические виды движений,
- самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций,
- выразительно исполнять движения под музыку,
- находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки,
- выполнять танцевальные шаги и базовые шаги степ-аэробики,
- согласовывать свои действия со сверстниками при выполнении упражнений в парах, в подгруппах,
- передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми.
-
- Целевые ориентиры образования в дошкольном возрасте
Целевые ориентиры, обозначены ФГОС ДО, представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
- Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в двигательной деятельности. Он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в двигательной деятельности.
- Обладает элементарными представлениями о некоторых видах спорта.
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в игре, владеет разными формами и видами игр. Может контролировать свои движения и управлять ими. Ребенок способен к волевым усилиям. Ребенок обладает начальными знаниями о себе (физическое «Я») обладает элементарными представлениями о здоровом образе жизни. Может соблюдать правила личной гигиены, правила безопасного поведения.
- Ребенок стремится двигаться под музыку.
- Снижение заболеваемости.
-
- Срок реализации программы
Курс программы «Детский фитнес» рассчитан на 8 месяцев обучения.
Проведении занятий 2 раза в неделю.
Общий объём занятий – 64 занятия.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
-
- Особенности образовательной деятельности разных видов
и культурных практик
Совместная деятельность с детьми в ходе режимных моментов |
Самостоятельная деятельность детей |
Взаимодействие с родителями воспитанников |
Подвижная игра Игровая беседа с элементами движений Интегративная деятельность Игровые упражнения под текст и музыку Игры имитационного характера Индивидуальная работа |
Подражательные движения Подвижные игры Игровые упражнения |
Беседы Консультации Тренинги Информация в уголке для родителей День открытых дверей Праздники Развлечения |
-
- Способы и направления поддержки детской инициативы
Приоритетная сфера инициативы детей, обучение:
- Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта.
- Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т.п.
- Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении плаванию.
- Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников:
- Обращаться к детям с просьбой, показать педагогу и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого.
- Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами.
- Создавать условия для разнообразной самостоятельной деятельности детей.
- При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры.
- Учитывать и реализовать их пожелания и предложения.
-
- Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Важнейшим условием развития детей является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.
Цель взаимодействия с семьёй: создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребёнка.
Взаимодействие с семьёй должно быть построено на основе гуманно-личностного подхода, согласно которому признаётся право родителей на уважение, понимание.
Задачи взаимодействия детского сада с семьёй:
- Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам физического развития детей, условий организации разнообразной деятельности в семье;
- Информирование друг друга об актуальных задачах обучения детей на разных возрастных этапах их развития и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
- Создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за полученные результаты;
- Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях,
- Поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
- ОРГАНИЗЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-технические (пространственные) условия организации физической культуры
- Физкультурный зал.
- Мячи малого размера.
- Гантели.
- Степ-платформы.
- Акустическая система.
- CD и аудио материал.
- Туристические коврики.
3.2. Структура занятия
Части занятий |
Длительность |
Темп |
Разминка (разновидности ходьбы, логоритмические упражнения) |
5 минут |
Умеренный |
Основная (аэробная) |
15 - 20 минут |
Выше-среднего, высокий |
Стретчинг, упражнения на осанку, равновесие. |
5 минит |
Умеренно - медленный |
Заключительная (дыхательные упражнения, игра) |
5 минут |
Умеренно - медленный |
В занятии выделяются 3 части: разминка, основная, заключительная.
Цель разминки: подготовить опорно-двигательный аппарат и все системы организма к предстоящей работе.
Для достижения этой цели необходимо повысить температуру тела и скорость метаболических процессов в организме. Критерием эффективности разминки является появление первых капель пота. Соответственно, продолжительность разминки будет зависеть от температуры окружающей среды и составлять от 3-5 минут.
Средством решения этой задачи является выполнение низкоамплитудных, изолированных движений, производимые в медленном темпе, по принципу "сверху вниз": наклоны головы "стороны, вперед, круговые движения в плечевом суставе, движения таза вперед-назад, подъемы пятки и т.д. Во время разминки должна происходить фиксация: правильного положения корпуса и постановки ног.
После разминки следует аэробная часть, которая состоит из базовых и простейших основных "шагов" степ-аэробики. Во время аэробного части происходит разучивание "шагов", связок, блоков и комбинаций, а также многократное повторение разученных движений – прогон. "Шаги" выполняются с нарастающей амплитудой и акцентом на правильную технику. При этом они могут соединяться в простейшие связки или следовать один за другим по принципу линейной прогрессии. Если аэробная часть разминки достаточно интенсивна, то в организме происходят следующие процессы:
- повышается частота сердечных сокращений;
- повышается частота дыхания;
- увеличивается систолический и минутный объём крови;
- перераспределяется кровоток: кровь отливает от внутренних органов и приливает к мышцам;
- усиливается деятельность дыхательных ферментов в мышцах, т.е. повышается способность мышц потреблять кислород;
- повышаются функциональные возможности организма;
- развиваются координационные способности;
- улучшается эмоциональное состояние занимающихся.
Все это способствует увеличению возможности кардиореспираторной системы переносить кислород к мышцам, переходу в процессе разминки к аэробному механизму энергообеспечения организма. Продолжительность основной части 15-20 минут.
Следующей частью урока является stretch (стретч), который призван решить следующие задачи:
- восстановить длину мышц до исходного состояния;
- умеренно развить гибкость - возможность выполнять движения в суставах с наибольшей амплитудой (увеличить подвижность суставов и эластичность мышц сверх исходного состояния);
- создать эмоциональную разрядку после физической нагрузки.
Заключительный стретч включает в себя растягивающие упражнения для групп мышц, которые у большинства занимающихся растянуты слабо и могут спровоцировать травму при последующих занятиях.
В отличие от всего занятия, заключительный stretch создается структурно-хореографическим методом и выполняется под выбранное тренером музыкальное произведение лирического характера.
Stretch начинается из положения лежа на спине, в котором выполняются статические растяжки для мышц ног. Каждое положение фиксируется и удерживается в течение 8-10 секунд, выполняются поочередные подтягивания ног руками к корпусу, как прямых, так и согнутых с фиксацией в конечном положении, разведение ног в стороны и т.д.
Из седа следует продуманный переход в положение стоя, в котором выполняются всевозможные статические растягивания в выпадах, наклонах, а также упражнения на равновесие с опорой на одну ногу
В заключительная часть занятия выполняются дыхательные упражнения и упражнения на релаксацию. По желанию детей можно провести игру. Это необходимо для создания у занимающихся ощущения законченности занятия. После этого следует поблагодарить детей за занятие. Разработанная методика поможет педагогу строить занятия на основе методов, приемов и принципов специфических для оздоровительной аэробики в условиях образовательного учреждения, выбирать оптимальную нагрузку.
3.3. Особенности методики проведения занятий оздоровительной
(степ) аэробикой
Разработанная программа предусматривает изучение учебного материала по степени координационной сложности. Начинать обучение лучше всего с показа и объяснения наиболее простых упражнений. Постепенно усложняя комплекс, можно перейти к разучиванию более трудных движений, которые вовлекают в работу несколько суставов и групп мышц, частей тела. Показ и объяснения не должны носить слишком длительный характер разучивания, так как это снижает эффективность и интерес к занятиям. Лучше показать движения и сделать акцент на правильной технике их выполнения, чем затрачивать дополнительное время на обучение. На первом занятии детям предлагаются элементарные комплексы упражнений аэробики, объясняется их сущность, указывается на функцию данного упражнения, исправляются ошибки, допускаемые обучающимися. Сначала упражнения выполняются под счёт, а затем, по мере усвоения, под музыку, в медленном темпе, затем ускоряя его. Для закрепления упражнений необходимо их варьировать, изменяя исходные и конечные положения, меняя темп и ритм музыки.
Отсутствие оздоравливающего эффекта при занятиях физическими упражнениями чаще всего связано с ошибками в методике этих занятий и наиболее распространенной из них является или недостаточная, или чрезмерная доза физической нагрузки. Нагрузка должна быть оптимальной. Это положение можно выделить в качестве основного принципа оздоровительной направленности занятий физическими упражнениями.
Отклонения от методических норм проведения занятий оздоровительной аэробикой ведут к нарушению восприятия упражнений, расплывчивости содержания занятий. Чтобы избежать ошибок в обучении, необходимо проводить учебно-тренировочный процесс по определенной методике.
1. Метод сходства. При подборе нескольких упражнений за основу берется какая-то одна тема, направление перемещений или стиль движений.
2. Метод усложнения. Определенная логическая последовательность обучения упражнениям, постепенное усложнение упражнений за счет новых деталей: изменение темпа движения, изменение ритма, ввод новых деталей, изменение техники выполнения движения, предварительное выполнение движения каждой частью тела отдельно, а затем их объединение в одном упражнении.
3. Метод повторений.
4.Метод музыкальной интерпретации.
1) Конструирование упражнений с учетом основ музыкальной грамоты. Сильные и слабые доли могут отражаться движениями (хлопками, прыжками, притопами и т.п.).
2) Вариации движений в соответствии с изменениями в содержании музыки. При повторении музыкальной темы повторяются ранее выполненные упражнения, в которые вводятся дополнения (акценты, другой темп или ритм, амплитуда или др.).
5. Метод блоков. Объединение между собой разных, ранее разученных упражнений в хореографическое соединение.
6. «Калифорнийский стиль». Комплексное проявление требований к изложенным выше методам. Перед выполнением блоков, каждое упражнение разучивается постепенно (метод усложнения), и затем основные упражнения объединяются в блоки и выполняются с перемещением в разных направлениях.
3.4. Правила на занятиях степ-аэробикой
- подъем на платформу осуществлять за счет работы ног, а не спины;
- ступню ставить на платформу полностью;
- спину всегда держать прямо;
- не делать резких движений, а также движений одной и той же ногой илирукой больше одной минуты;
- во время занятий ногу ставить на середину ступеньки, на всю ступню;
- пятка не должна свисать;
- заниматься в спортивной обуви типа кроссовок, но без ранта, так какможно зацепиться им за ступеньку, особенно если устали;
- выполнять упражнения под музыку в среднем темпе.
Список литературы
- Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. Учебно-методическое пособие. Лечебно-профилактический танец. «ФИТНЕС-ДАНС» – СПб.: ДЕТСТВО –ПРЕСС, 2014.
- Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: Подготовительная к школе группа.- М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016.-112 с.
- Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2017.
- Квасова А.Ю., Аэробика в детском саду /научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре» № 4/2012.
- Байзан Е.Л., Программа по танцевально-игровой гимнастике (в старшем дошкольном возрасте) научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре» № 7/2014
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Содержание |
Октябрь |
||
1. |
ТБ, введение в образовательную программу. |
Правила техники безопасности нахождения и занятия в зале во время занятий, правила поведения на занятиях, ознакомление, пояснение основных понятий аэробики. |
2. |
Гигиена спортивных занятий. |
Инструкция для занимающихся аэробикой (требования к местам занятий, оборудованию и инвентарю, к одежде занимающихся, к причёске, правила поведения после занятий) |
3. |
Виды аэробики. Разновидности танцевальной аэробики. |
Виды аэробики: классическая, танцевальная, оздоровительная, степ-аэробика, аква-аэробика и др; их характеристика. Разновидности танцевальной аэробики: Фанк-аэробика, хип-хоп, латино, сити-джэм, афро-аэробика и др. Краткая характеристика. |
4. |
Элементы строевой подготовки |
Отработка выполнения элементов строевой подготовки (строй, шеренга, перестроения и т.д.) |
5. |
Общеразвивающие упражнения для рук |
Повторение техники выполнения упражнений для рук без предмета. |
6 |
Общеразвивающие упражнения для рук |
Повторение техники выполнения упражнений для рук с предметом. |
7 |
Общеразвивающие упражнения для ног. |
Повторение общеразвивающих упражнений для ног без предмета. Ознакомление детей с упражнениями для ног без предмета. |
8. |
Общеразвивающие упражнения для ног. |
Повторение общеразвивающих упражнений для ног без предмета. Ознакомление детей с упражнениями для ног с предметом. |
Ноябрь |
||
9. |
Общеразвивающие упражнения для шеи и спины. |
Повторение техники выполнения упражнений для туловища, шеи и спины. |
10. |
Базовые шаги и связки аэробики |
Техника выполнения базовых шагов и связок аэробики. A-Step, V-Step, Cross-Step на 4 счета |
11. |
Базовые шаги и связки аэробики |
Техника выполнения базовых шагов и связок аэробики. A-Step, V-Step, Cross-Step на 8 сч. |
12. |
Упражнения на развитие осанки |
Повторение техники выполнения упражнений на развитие осанки. |
13. |
Упражнения на развитие гибкости |
Повторение техники выполнения упражнений на развитие гибкости |
14. |
Базовые шаги и связки аэробики |
Техника выполнения базовых шагов аэробики |
15. |
Базовые шаги и связки аэробики |
Обучение базовым и альтернативным шагам аэробики в среднем темпе. Влияние занятий аэробикой на различные системы организма. |
16. |
Базовые шаги и связки аэробики |
Обучение базовым и альтернативным шагам аэробики. |
Декабрь |
||
17. |
Базовые шаги и связки аэробики |
Закрепление базовых шагов. Запрещённые упражнения на занятиях аэробикой. Простейшие музыкальные композиции |
18. |
Упражнения на развитие осанки |
Повторение техники выполнения упражнений на развитие осанки. |
19. |
Упражнения на развитие гибкости |
Повторение техники выполнения упражнений на развитие гибкости |
20. |
Комплекс танцевальной аэробики |
Разучивание комплекса из выученных базовых шагов аэробики. Коррекция осанки |
21. |
Стретчинг |
Упражнения на растяжку мышц ног |
22. |
Фит-бол аэробика |
Техника безопасности при проведении занятий на фитболах. Санитарно-гигиенические требования к местам занятий, к одежде занимающихся. |
23. |
Йога |
На Step платформах с мячом на развитие и состояние органов и систем. |
24. |
На Step платформах с гантелями |
На Step платформах с гантелями на развитие физических качеств. |
Январь |
||
25 |
Базовые шаги и связки аэробики |
Закрепление базовых шагов. Запрещённые упражнения на занятиях аэробикой. Простейшие музыкальные композиции |
26. |
Упражнения на развитие осанки |
Повторение техники выполнения упражнений на развитие осанки. |
27 |
Упражнения на развитие гибкости |
Повторение техники выполнения упражнений на развитие гибкости |
28 |
Комплекс Step аэробики |
Разучивание комплекса из выученных базовых шагов аэробики. Коррекция осанки |
29. |
На Step платформах с мячами |
Закрепление гимнастических упражнений, используемых в занятиях мячи |
30 |
Партерная гимнастика Стретчинг |
Упражнения на развитие осанки, гибкости |
31 |
Повторение элементов строевой подготовки |
Отработка выполнения элементов строевой подготовки (строй, шеренга, перестроения и т.д.) |
32. |
Общеразвивающие упражнения для рук Стретчинг |
Повторение техники выполнения упражнений для рук без предмета. Упражнения на развитие осанки, гибкости |
Февраль |
||
33 |
Общеразвивающие упражнения для ног. Коррекционные упражнения |
Повторение общеразвивающих упражнений для ног без предмета. Ознакомление детей с упражнениями для ног с предметом |
34 |
Стретчинг |
Упражнения на развитие осанки, гибкости |
35 |
Стили танцевальной аэробики Ору для рук. ОРУ для ног. |
Подробное ознакомление со стилями танцевальной аэробики; их сходство и различия; история возникновения, техника выполнения. |
36 |
Знакомство с разновидностями и направлениями в фитнесе: Коррекционные упражнения |
«Мамбо», «Танец живота» Профилактика плоскостопия, дыхательная гимнастика |
37 |
«Мамбо», «Мини-мамбо» |
Подробное ознакомление со стилем, простейшие музыкальные композиции |
38 |
«Basic up» |
Подробное ознакомление со стилем, простейшие музыкальные композиции |
39 |
«Basic step» |
Подробное ознакомление со стилем, простейшие музыкальные композиции |
40 |
«Basic down» |
Подробное ознакомление со стилем, простейшие музыкальные композиции |
Март |
||
41 |
Разновидности спортивной аэробики. |
Классическая аэробика |
42 |
Классическая аэробика |
Структура элементов |
43 |
«А-cross» |
Техника выполнения базовых шагов и связок аэробики. A-Step, V-Step, Cross-Step на 4 счета |
44 |
Разучивание сложных связок |
Техника выполнения базовых шагов и связок аэробики. A-Step, V-Step, Cross-Step на 8 счета |
45 |
Разучивание сложных связок |
Закрепить шаги, стили танцевальной аэробики; их сходство и различия |
46 |
Разучивание сложных связок |
Закрепить шаги, стили танцевальной аэробики; их сходство и различия |
47 |
Разучивание сложных связок |
Закрепить шаги, стили танцевальной аэробики; их сходство и различия |
48 |
Разучивание сложных связок |
Закрепить шаги, стили танцевальной аэробики; их сходство и различия |
Апрель |
||
49 |
Стретчинг |
Упражнения на развитие осанки, гибкости |
50 |
«Basic up», «Basic step», «Basic down» |
Связки 3, разучивание, «Basic up», «Basic step», «Basic down» |
51 |
«Basic up», «Basic step», «Basic down» |
Закрепить шаги и связки |
52 |
«Basic up», «Basic step», «Basic down» |
Закрепить шаги и 4 связки без предметов |
53 |
«Basic up», «Basic step», «Basic down» |
Закрепить шаги и 6 связки с предметами |
54 |
Партерная гимнастика |
Упражнения на развитие осанки, гибкости |
55 |
Классическая аэробика |
Закрепить шаги и связки без предметов |
56 |
Классическая аэробика |
Закрепить шаги и связки с предметами |
Май |
||
57 |
Коррекционные упражнения Классическая аэробика |
Повторение общеразвивающих упражнений для ног без предмета. Ознакомление детей с упражнениями для ног без предмета. |
58 |
Коррекционные упражнения Классическая аэробика |
Повторение общеразвивающих упражнений для ног с предметами. Ознакомление детей с упражнениями для ног с предметом |
59 |
Коррекционные упражнения Классическая аэробика |
Повторение общеразвивающих упражнений для рук без предмета. Ознакомление детей с упражнениями для рук без предмета. |
60 |
Коррекционные упражнения Классическая аэробика |
Повторение общеразвивающих упражнений для рук с предметами. Ознакомление детей с упражнениями для рук с предметами. |
61 |
Закрепление базовых шагов |
Закрепление базовых шагов. Темп 100 |
62 |
Закрепление базовых шагов |
Закрепление базовых шагов. Темп 120 |
63 |
Закрепление базовых шагов |
Закрепление базовых шагов. Темп 135 |
64 |
Закрепление базовых шагов |
Закрепление базовых шагов. Темп 140 |
уепукп
Приложение 2
Расписание занятий
Понедельник |
15:50 - 16:20 |
Среда |
15:40 – 16:10 |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»