Королевство шахмат
Программа занятий
Программа дополнительного образования
с детьми дошкольного возраста 5-7 лет
«Королевство шахмат»
на 2023-2024 учебный год
Преподаватель:
Рамденок Татьяна Владимировна
г. Канск, 2023
ПРИНЯТО: На заседании Педагогического совета МБДОУ № 53 «___»_______2023г Протокол № ___ |
УТВЕРЖДЕНО: И.о. заведующего МБДОУ №53 ________Е.В. Ефремова «___»________2023г. |
Содержание
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей 5 -7 лет. 6
1.5. Цели и задачи программы.. 6
1.6. Принципы и подходы к формированию программы.. 7
1.7. Планируемые результаты.. 9
1.8. Целевые ориентиры образования в дошкольном возрасте. 9
1.9. Срок реализации программы.. 10
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ... 11
2.1. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик 11
2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы.. 11
2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников. 11
3.1. Перспективный план по программе «Королевство шахмат». 13
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для детей 5-7 лет Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 53 «Радуга» города Канска Красноярского края на основе следующих документов
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022)
− Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.;
- Конституция РФ, ст. 43, 72;
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
− Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения российской федерации от 09.11.2018 г. №196»;
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
− Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;
− Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
- Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 53 «Радуга».
Игра в шахматы – источник возможностей развития дошкольника.
Шахматы – не только народная игра в России, но и в определенной степени интеллект Российского государства. Поэтому инновационные технологии обучения детей шахматной игре, нацеленные на развитие, несомненно входят в число передовых технологий.
Сегодня система образования обязана обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребенка с помощью «умных» технологий. Шахматное образование – это и есть технология индивидуального сопровождения каждого ребенка!
Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет поддерживать устойчивый интерес к знаниям и сделать обучение радостным, так как предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, и т.д. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, что способствует развитию мышления и памяти, умений сравнивать, обобщать, содействует формированию таких ценных качеств, как усидчивость, собранность, самостоятельность. Шахматная игра является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.
Программа дополнительного образования «Королевство шахмат» по обучению игре в шахматы разработана на основе программы И.Г. Сухина «Шахматы». Данная программа направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, таких как логическое мышление, восприятие, внимание, воображение, память, начальные формы волевого управления поведением.
-
- Актуальность
Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается прежде всего в идее использования игры в шахматы, как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка – дошкольника. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность.
Дошкольный возраст в развитии ребёнка – это период, когда закладывается фундамент его знаний, развития умственных способностей и мышления. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес, как самих себя, так и своих детей.
Воспитание уважительного отношения к своим соперникам, необходимо начинать с детства. А также к победам и поражениям.
-
- Новизна
Одной из нетрадиционной формы работы с детьми является игра в шахматы, которую мы начали использовать в работе с детьми с 2020 учебного года.
Данная программа направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, таких как логическое мышление, восприятие, внимание, воображение, память, начальные формы волевого управления поведением.
Новизна данной программы заключается в том, что на ряду с традиционными формами упражнений, проводятся специальные упражнения и дидактические игры. Оптимальное сочетание которых в ходе занятий позволит решать заранее поставленные задачи.
-
- Возрастные и индивидуальные особенности детей 5-7 лет
В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) совершается переход от непроизвольной памяти к начальным этапам произвольного запоминания и припоминания. При этом происходит дифференциация особого рода действий, соответствующих целям запомнить, припомнить, которые ставятся перед детьми. Активное выделение и осознание ребенком мнемических целей происходят при наличии соответствующих мотивов.
Е.А. Сорокоумова выделяет что, если у детей раннего дошкольного возраста доминирует зрительно-эмоциональная память (у музыкально одаренных детей неплохо развита и слуховая память), то у старших дошкольников появляются первые признаки смыслового запоминания.
По исследованиям, описанным И.М. Истоминой, это связано с тем, что процесс запоминания сформировывается к концу дошкольного возраста, т. е. в возрасте 6-7 лет. Он характеризуется попытками образовать мысленные логические связи между запоминаемыми словами. О наличии таких связей, прежде всего, говорит самый характер воспроизведения. Ребенок изменяет при воспроизведении порядок названных ему предметов, объединяет их по назначению. Первоначально способы запоминания, как и способы припоминания, являются очень примитивными, еще недостаточно специализированными. Ребенок берет их из тех действий, которыми он уже владеет. Это такие способы, как, например, повторение поручения вслед за взрослым или возвращение ребенка в процессе припоминания к уже воспроизведенным им звеньям.
-
- Цели и задачи программы
Цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления игры в шахматы.
Задачи:
а) образовательные:
- Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы.
- Познакомить с основными шахматными понятиями, терминами.
- Учить детей свободно ориентироваться на шахматной доске, разыгрывать шахматные партии.
- Обеспечить успешное овладение детьми основополагающими принципами ведения шахматной партии.
б) развивающие:
- Формировать стремление ребенка к самостоятельному решению логических задач.
- Развивать мыслительные операции.
в) воспитывающие:
- Воспитывать, усидчивость, целеустремленность.
- Учить анализировать свои и чужие ошибки, планировать свою деятельность, выбирать правильное решение.
- Прививать культуру общения, уважение к взрослым и детям.
-
- Принципы и подходы к формированию программы
Формы работы с детьми включают:
Подгрупповые занятия, занятия в парах, включающие в себя: специально подобранные игры, упражнения, задания, чтение художественной литературы, соревнования, игры, упражнения, просмотр презентаций, самостоятельная деятельность детей.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемный;
- поисковый.
Формы занятий: индивидуальные, подгрупповые, интегрированные.
Программа рассчитана на детей 5-7 лет.
Занятия проводятся с подгруппой по 8-10 человек.
Проводится занятие 2 раза в неделю, во второй половине дня.
В год проводится 64 занятия.
Продолжительность 25 минут.
Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны диагностические критерии проводится в форме индивидуальной беседы, через решение практических задач.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация дополнительной образовательной программы «Королевство шахмат» требует наличия дополнительного образования.
Оборудование:
- дидактические игры для обучения игре в шахматы;
- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);
- демонстрационная настенная магнитная доска с комплектами шахматных фигур;
- настольные шахматы разных видов;
- шахматные поля;
- обучающие видеоуроки по шахматам;
- родительский уголок «Обучаем игре в шахматы»;
- технические средства обучения: компьютер, проектор, акустическая система, принтер.
В соответствии с ФГОС Программа опирается на научные принципы ее построения, что учитывается при организации образовательного процесса:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
- Планируемые результаты
Первый год обучения:
Воспитанник:
- имеет представление о шахматной доске;
- правильно размещает доску между партнерами;
- ориентируется на шахматной доске;
- различает и называет шахматные фигуры;
- правильно расставляет шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение перед партией;
- умеет играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;
- имеет представление об элементарных правилах игры в шахматы;
- умеет перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;
- знает правила хода, взятие каждой фигуры;
- владеет основными шахматными терминами;
- умеет делать рокировку;
- умеет объявлять шах;
- умеет ставить мат;
- умеет решать задачи на мат в один ход.
Второй год обучения:
Воспитанник:
- определяет ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур;
- владеет основными тактическими приемами;
- знает, что означают следующие термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль;
- умеет матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
- проводит элементарные шахматные комбинации;
- решает простейшие шахматные задачи в 1-2 хода;
- разыгрывает шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры.
-
- Целевые ориентиры образования в дошкольном возрасте
Целевые ориентиры, обозначены ФГОС ДО, представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
- Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность.
- Обладает элементарными представлениями о некоторых видах спорта.
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в игре, владеет разными формами и видами игр. Может контролировать свои ходы. Ребенок обладает начальными знаниями о шахматах обладает элементарными представлениями о игре в шахматы. Может соблюдать правила игры, правильных ходов.
-
- Срок реализации программы
Рабочая программа рассчитана на 8 месяцев обучения для детей старшего дошкольного возраста.
Количество занятий в неделю – 2.
Всего 64 занятия за период обучения.
Продолжительность занятия – 25 минут.
Время проведения: вторая половина дня (согласно расписания).
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
- Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Совместная деятельность с детьми в ходе режимных моментов |
Самостоятельная деятельность детей |
Взаимодействие с родителями воспитанников |
Игра в шахматы Игровая беседа по ходам Дидактические игры Игровые упражнения Индивидуальная работа Соревнования |
Игры в шахматы Игровые упражнения Дидактические игры |
Беседы Консультации Информация в уголке для родителей День открытых дверей Праздники Развлечения |
-
- Способы и направления поддержки детской инициативы
Приоритетная сфера инициативы детей, обучение:
- Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта.
- Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование и т.п.
- Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении игре в шахматы.
- Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников:
- Обращаться к детям с просьбой, показать педагогу и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого.
- Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами.
- Создавать условия для разнообразной самостоятельной деятельности детей.
- При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры.
- Учитывать и реализовать их пожелания и предложения.
-
- Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Важнейшим условием развития детей является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.
Цель взаимодействия с семьёй: создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребёнка.
Взаимодействие с семьёй должно быть построено на основе гуманно-личностного подхода, согласно которому признаётся право родителей на уважение, понимание.
Задачи взаимодействия детского сада с семьёй:
- Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам физического развития детей, условий организации разнообразной деятельности в семье;
- Информирование друг друга об актуальных задачах обучения детей на разных возрастных этапах их развития и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
- Создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за полученные результаты;
- Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях,
- Поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
- ОРГАНИЗЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Перспективный план по программе «Королевство шахмат»
октябрь |
||||
№ |
тема |
задачи |
содержание |
|
1 |
Шахматная доска. |
Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. |
Рождение, история развития шахмат. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. |
|
2 |
Шахматная доска. |
Объяснить, что линии бывают вертикальные и горизонтальные; расположение доски между партнерами. |
Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей и горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. |
|
3 |
Шахматная доска. |
Знакомство с центром доски – четыре поля в середине шахматной доски, диагональю. |
Диагональ. Отличие диагонали от вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. |
|
4 |
Шахматные фигуры. |
Знакомство с шахматными фигурами. Учить детей запоминать, как называется каждая из фигур. Учить уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету. |
Знакомство с шахматными фигурами. |
|
5 |
Начальное положение |
Учить правильно, располагать фигуры перед партией. |
Места фигур в начальном положении. |
|
6 |
Ладья |
Освоить ход ладьи. |
Знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном положении. Ход и взятие ладьи. |
|
7 |
Ладья |
Продолжать осваивать ход ладьи. |
Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания "Один в поле воин", "Кратчайший путь", "Лабиринт", "Перехитри часовых". |
|
8 |
Слон |
Освоить ход слона. Научить детей, что очень важно, чтобы слон точно передвигался наискосок. Учить, что по белым полям передвигаются белопольные слоны, а по черным клеткам ходят чернопольные слоны. |
Знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Легкая и тяжелая фигура. |
|
ноябрь |
||||
9 |
Слон |
Продолжать осваивать ход слона. |
Ход слона, взятие. |
|
10 |
Ладья против слона |
Освоить борьбу с разнохарактерными фигурами. Учиться нападать на фигуру партнера, ограничивать ее подвижность, уводить из-под боя свою фигуру, занимать по возможности центральные поля, на которых сила ладьи и слона возрастает. |
Ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов. |
|
11 |
Ферзь |
Освоить ход ферзя, Научить детей сражаться самыми сильными шахматными фигурами – ферзями. При аккуратной игре этот поединок завершиться вничью. |
Знакомство с ферзем. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ферзя Дидактическая игра «Игра на уничтожение». |
|
12 |
Ферзь против ладьи и слона |
Учить детей играть ферзем против ладьи, ладьей против ферзя, ферзем против слона, слоном против ферзя на шахматной доске «восемь полей на восемь». |
Ферзь против ладьи и слона. |
|
13 |
Конь |
Обучить детей ходу коня; учить ребенка играть конем против коня. |
Знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух. |
|
14 |
Конь против ферзя, ладьи, слона. |
Учить детей играть конем против ферзя, ладьи, слона. |
Конь против ферзя, ладьи, слона, сложные положения. Дидактическая игра «Игра на уничтожение». |
|
15 |
Пешка |
Обучить детей ходу пешки; Учить детей, что пешки ходят по вертикали, а бьют по диагонали. |
Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Особенности пешки. Пешечные заповеди. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения. Правила шахматной игры. Дидактические игры «Пешечная эстафета», «Знатоки шахмат», «Игра на уничтожение». |
|
16 |
Превращение пешки |
Научить детей как можно пешку превратить в другую фигуру; объяснить, что ферзь – самая сильная фигура, поэтому чаще всего выгоднее превращать пешку именно в ферзя. |
Превращение пешки в ферзя. |
|
декабрь |
||||
17 |
Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. |
Освоить борьбу с разнохарактерными фигурами. Учить детей играть пешкой против ферзя, ладьи, коня, слона. |
||
18 |
Король. |
Обучить детей ходу короля. Учить детей, что королей в шахматах не бьют, но под бой их ставить нельзя. |
Знакомство с королем. Место коня в начальном положении. Ход короля, взятие. |
|
19 |
Король против других фигур. |
Продолжать обучать детей ходу короля против других фигур. |
Король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки. |
|
20 |
Шах. |
Научить детей, что шах – важное шахматное понятие. Если одна из фигур напала на неприятельского короля – это шах. Если короля атакуют одновременно две фигуры – это двойной шах. Учить, что в шахматах надо своего короля беречь. А если королю дали шах, надо спасать его из-под боя… |
Знакомство с шахматным понятием «шах». |
|
21 |
Шах |
Учить детей ставить открытый и двойной шах. Учить детей из нескольких вариантов шаха выбирать лучший. |
Открытый и двойной шах. |
|
22 |
Мат |
Объяснить детям, что достижение мата – вот главная цель шахматной партии. Тот, кому поставили мат – проиграл. |
Знакомство с понятием «мат». |
|
23 |
Мат |
Научить ребенка ставить мат в один ход ферзем, ладьей и слоном. |
Мат в один ход. Простые примеры. |
|
24 |
Мат |
Научить ребенка ставить мат в один ход с большим числом шахматных фигур. |
Мат в один ход. Сложные примеры. |
|
январь |
||||
25 |
Ничья, пат |
Учить детей отличать пат от мата. Учить детей разным вариантам ничьей. |
Отличие пата от мата. Варианты ничьей. |
|
26 |
Рокировка |
Познакомить детей с понятием, правилами и видами рокировки (длинная и короткая). |
Понятие рокировки. Длинная и короткая рокировка. Три правила рокировки. |
|
27 |
Шахматная партия |
Научить детей расставлять фигуры в начальное положение. |
Расстановка фигур в начальное положение. |
|
28 |
Шахматная партия |
Познакомить с принципами разыгрывание дебюта. Упражнять в умение играть всеми фигурами из начального положения. |
Игра всеми фигурами из начального положения. |
|
29 |
Повторение пройденного материала. |
Уточнение уровня освоения программного материала за 1 год обучения. |
Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат». Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения). |
|
30 |
Повторение пройденного материала. |
Уточнение уровня освоения программного материала за 1 год обучения. |
Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат». Игровая практика. |
|
31 |
Краткая история шахмат. |
Познакомить с некоторыми аспектами истории шахмат. |
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. |
|
32 |
Ценность шахматных фигур. |
Дать представление детям о ценности фигур. Формировать умение правильно оценивать фигуры. |
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания «Кто сильнее», «Обе армии равны». Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя, ладьи, слона). Игровая практика. |
|
февраль |
||||
33 |
Техника матования одинокого короля. |
Познакомить с техникой матования одинокого короля. |
Две ладьи против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. |
|
34 |
Техника матования одинокого короля. |
Закрепить навык матования одинокого короля. |
Две ладьи против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. |
|
35 |
Достижение мата без жертвы материала. |
Познакомить детей с положением в шахматах, в котором любой ход игрока ведёт к ухудшению его позиции. |
Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика. |
|
36 |
Достижение мата без жертвы материала. |
Познакомить детей с миттельшпиль – это следующий за дебютом этап шахматный игры, в котором происходят основные действия. |
Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика. |
|
37 |
Достижение мата без жертвы материала. |
Научить детей ставить мат в два хода в дебюте. |
Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика. |
|
38 |
Шахматная комбинация. |
Познакомить детей с тактическим приёмом - отвлечение фигуры, при котором фигура, вынужденная перейти на другое поле, перестаёт выполнять какие-либо важные функции. |
Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика. |
|
39 |
Шахматная комбинация. |
Познакомить детей с тактическим приёмом - Завлечение, при котором нужно завлечь фигуру соперника на неудачное поле. |
Матовые комбинации. Тема завлечения. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика. |
|
40 |
Шахматная комбинация. |
Познакомить детей с тактическим приёмом - блокировка, с помощью которого заставляют фигуры соперника блокировать путь отступления другой, как правило, более ценной фигуры, которая становится объектом атаки. |
Матовые комбинации. Тема блокировки. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика. |
|
март |
||||
41 |
Шахматная комбинация. |
Познакомить с комбинацией разрушения. |
Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика. |
|
42 |
Шахматная комбинация. |
Познакомить с «рентгеном» - эффект долговременного воздействия дальнобойной фигуры, от которого фигуры соперника не в состоянии надежно укрыть. |
Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена». Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика. |
|
43 |
Шахматная комбинация. |
Упражнять в умении сочетать темы комбинаций и тематические приемы. |
Матовые комбинации. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика. |
|
44 |
Шахматная комбинация. |
Познакомить с комбинациями, ведущие к достижению материального перевеса. Продолжать обучать детей тактическим приемам: отвлечение, завлечение.
|
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика. |
|
45 |
Шахматная комбинация. |
Развивать умение комбинировать ходы для достижения материального перевеса. Формирование навыков игры в шахматы путем изучения одного из видов тактического приема «связка» (полная, неполная, сложная). |
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки. Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика. |
|
46 |
Шахматная комбинация. |
Познакомить детей с сочетанием тактических приемов при игре в шахматы: освобождение пространства, перекрытие и учить применять эти приемы при игре. |
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика. |
|
47 |
Шахматная комбинация. |
Знакомство с правилом превращения пешки; закрепление навыков игры. |
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки. Дидактическое задание «Проведи пешку в ферзи». Игровая практика. |
|
48 |
Шахматная комбинация. |
Научить детей использовать сочетание тактических приемов при игре в шахматы. |
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика. |
|
апрель |
||||
49 |
Шахматная комбинация. |
Знакомство с понятиями «ничья», «пат». Решение дидактических заданий «Пат или не пат?» Воспитание любви к шахматам. |
Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Дидактическое задание «Сделай ничью». Игровая практика. |
|
50 |
Шахматная комбинация. |
Знакомство с понятиями «ничья», «пат». Решение дидактических заданий «Пат или не пат?» Воспитание любви к шахматам. |
Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Дидактическое задание «Сделай ничью». Игровая практика. |
|
51 |
Шахматная комбинация. |
Познакомить с комбинацией для достижения ничьей – комбинация на вечный шах. |
Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах. Дидактическое задание «Сделай ничью». Игровая практика. |
|
52 |
Шахматная комбинация. |
Познакомить с комбинацией для достижения ничьей – комбинация на вечный шах. |
Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах. Дидактическое задание «Сделай ничью». Игровая практика. |
|
53 |
Шахматная комбинация. |
Познакомить с общими идеями дебютов, показать несколько известных дебютов, научить определять хороший ход при выполнении дидактических заданий. |
Типичные комбинации в дебюте. Дидактическое задание «Проведи комбинацию». |
|
54 |
Шахматная комбинация. |
Познакомить с общими идеями дебютов, показать несколько известных дебютов, научить определять хороший ход при выполнении дидактических заданий. |
Типичные комбинации в дебюте. Дидактическое задание «Проведи комбинацию». |
|
55 |
Шахматная комбинация. |
Продолжать знакомить с дебютами (на сложных примерах). |
Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). Дидактическое задание «Проведи комбинацию». Игровая практика. |
|
56 |
Шахматная комбинация. |
Продолжать знакомить с дебютами (на сложных примерах). |
Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). Дидактическое задание «Проведи комбинацию». Игровая практика. |
|
май |
||||
57 |
Шахматная комбинация. |
Продолжать знакомить с дебютами (на сложных примерах). |
Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). Дидактическое задание «Проведи комбинацию». Игровая практика. |
|
58 |
Шахматная комбинация. |
Продолжать знакомить с дебютами (на сложных примерах). |
Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). Дидактическое задание «Проведи комбинацию». Игровая практика. |
|
59 |
Шахматная комбинация. |
Совершенствование игровых навыков. |
Дидактическое задание «Проведи комбинацию». Игровая практика. |
|
60 |
Шахматная комбинация. |
Совершенствование игровых навыков. |
Дидактическое задание «Проведи комбинацию». Игровая практика. |
|
61 |
Повторение программного материала. |
Повторение программного материала, закрепление пройденного, развитие логического мышления. |
Упражнения с шахматными фигурами. |
|
62 |
Повторение программного материала. |
Повторение программного материала, закрепление пройденного, развитие логического мышления. |
Упражнения с шахматными фигурами. |
|
63 |
Педагогический мониторинг. |
Оценить уровень овладения |
Выполнение тестовых заданий. |
|
64 |
Шахматный турнир. |
Продемонстрировать полученные знания у воспитанников. Активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы. |
Выполнение конкурсных заданий. |
|
Список литературы
1. И.Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Там клетки черно – белые чудес и тайн полны: учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 1.- 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012. – 80с., ил.
2. И.Г. Сухин. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 2.- 3-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2009. – 80с., ил.
3. И.Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Там клетки черно – белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь для начальной школы. В 2-х частях. Часть 2.- 6-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2013. – 32с., ил.
4. И.Весела. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
5. В. Гончаров. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
6. В. Гришин, Е. Ильин. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
7. В. Князева. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
8. И.Г. Сухин. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
9. И.Г. Сухин. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»